Сибирские огни, 1992, № 2

Атеизм утверждает — нет бога. Но если я спрошу: что й дОлжеьЬ сделать, чтобы убедиться, что нет Бога? — то сможет ли атеизм от­ ветить на это? Если же спросить христианство, оно ответит. И ответ этот можно выразить через евангельсшье слова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Евангелие — вот практический путь для каждого человека, желающего познать Бога, Его Бытие. А что может предложить атеизм? Что может действительно сделать чело­ век, чтобы убедиться, что нет Бога? Ответ, видимо, будет со стороны атеизма лишь одним, и будет он действительно честным и искренним: пойди религиозным путем и тогда убедишься. В чем? Вот это дейст­ вительно вопрос. Но и это лишь первое препятствие. Второе препятствие носит более сложный характер и становится сейчас перед многими во весь рост. Человек, даж е убедившись, что жизнь бессмысленна, если нет Бога, если нет вечности, тем не менее оказывается перед лицом многих религий. Хорошо, Бог есть, но ведь многие религии говорят о Бытии Бога, многие говорят о первичности духовного начала,'о вечности этого духовного начала. Но каково это духовное начало? Каков этот Бог, который, по-видимому, да, есть? Таким образом, мы становимся пе­ ред важной проблемой — христианство и другие религии. По сравне­ нию с ней проблема атеизма и теизма представляется детской, ибо мистический опыт многих религий, свидетельствуя о наличии духов­ ного начала, в то же время ставит человека перед таким разнообра­ зием путей, что голова может закружиться. Все ли мистики постига­ ют одну и ту ж е реальность? Любопытно, кстати, заметить, что все неправославные мистики, к каким бы религиям они ни принадлежа­ ли, с одинаковой легкостью утверждают одну и ту же тезу — прихо­ дят к познанию одного и того же, постигают одно и то же божество. Они говорят: «Божество». Сказать — Бог, это несколько сложнее. Правда, есть исключение, и этим исключением являются православ­ ные подвижники, которые утверждают вещь совершенно неприемле­ мую для мистического опыта других религий. Они утверждают, что есть истинное духовное познание, а есть ложное духовное познание, что можно познать Бога, а можно познать что-то, что совсем не есть Бог. Чем же христианство принципиально отличается от других религий, верований и воззрений? Есть много признаков, выделяющих его, но наиболее существенным является беспрецедентное учение о том, что Бог есть любовь, причем не про­ сто любовь, а любовь жертвенная, и не просто жертвенная, а сми­ ряющая себя до предела. Есть такой богословский термин — кене- сис, т. е. умаление себя, смирение себя, по-славявски — истощение. Вот этот кенесис Бога показан в христианстве в своей предельной полноте — до предела смиряется, принимает тварную природу, стра­ дает, умирает. Христианство утверждает и другое—подлинное благо, к которому стремится каждый человек, оказывается достижимо толь­ ко на пути Христа, ибо Бог именно через Христа указал тот путь, на котором возможно достижение подлинного блага человека. Есть еще один момент, резко выделяющий христианство из других религий. Оно утверждает: состояние, в котором мы сейчас находимся, — ненормально. Это состояние некоего омрачения, расщепленности нашей человеческой природы. Оно говорит так: первое отпадение человека от Бога, которое совершилось в Адаме и Еве, — это пре­ кращение связи с источьЬиком жизни, с Богом, в котором мы живем, движемся и существуем, приведшее к распаду самых основных эле­ ментов нашего человеческого бытия. Ум, сердце, как источник всех наших переживаний, и тело приобрели как бы свою самостоятель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2