Сибирские огни, 1992, № 2
Атеизм утверждает — нет бога. Но если я спрошу: что й дОлжеьЬ сделать, чтобы убедиться, что нет Бога? — то сможет ли атеизм от ветить на это? Если же спросить христианство, оно ответит. И ответ этот можно выразить через евангельсшье слова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Евангелие — вот практический путь для каждого человека, желающего познать Бога, Его Бытие. А что может предложить атеизм? Что может действительно сделать чело век, чтобы убедиться, что нет Бога? Ответ, видимо, будет со стороны атеизма лишь одним, и будет он действительно честным и искренним: пойди религиозным путем и тогда убедишься. В чем? Вот это дейст вительно вопрос. Но и это лишь первое препятствие. Второе препятствие носит более сложный характер и становится сейчас перед многими во весь рост. Человек, даж е убедившись, что жизнь бессмысленна, если нет Бога, если нет вечности, тем не менее оказывается перед лицом многих религий. Хорошо, Бог есть, но ведь многие религии говорят о Бытии Бога, многие говорят о первичности духовного начала,'о вечности этого духовного начала. Но каково это духовное начало? Каков этот Бог, который, по-видимому, да, есть? Таким образом, мы становимся пе ред важной проблемой — христианство и другие религии. По сравне нию с ней проблема атеизма и теизма представляется детской, ибо мистический опыт многих религий, свидетельствуя о наличии духов ного начала, в то же время ставит человека перед таким разнообра зием путей, что голова может закружиться. Все ли мистики постига ют одну и ту ж е реальность? Любопытно, кстати, заметить, что все неправославные мистики, к каким бы религиям они ни принадлежа ли, с одинаковой легкостью утверждают одну и ту же тезу — прихо дят к познанию одного и того же, постигают одно и то же божество. Они говорят: «Божество». Сказать — Бог, это несколько сложнее. Правда, есть исключение, и этим исключением являются православ ные подвижники, которые утверждают вещь совершенно неприемле мую для мистического опыта других религий. Они утверждают, что есть истинное духовное познание, а есть ложное духовное познание, что можно познать Бога, а можно познать что-то, что совсем не есть Бог. Чем же христианство принципиально отличается от других религий, верований и воззрений? Есть много признаков, выделяющих его, но наиболее существенным является беспрецедентное учение о том, что Бог есть любовь, причем не про сто любовь, а любовь жертвенная, и не просто жертвенная, а сми ряющая себя до предела. Есть такой богословский термин — кене- сис, т. е. умаление себя, смирение себя, по-славявски — истощение. Вот этот кенесис Бога показан в христианстве в своей предельной полноте — до предела смиряется, принимает тварную природу, стра дает, умирает. Христианство утверждает и другое—подлинное благо, к которому стремится каждый человек, оказывается достижимо толь ко на пути Христа, ибо Бог именно через Христа указал тот путь, на котором возможно достижение подлинного блага человека. Есть еще один момент, резко выделяющий христианство из других религий. Оно утверждает: состояние, в котором мы сейчас находимся, — ненормально. Это состояние некоего омрачения, расщепленности нашей человеческой природы. Оно говорит так: первое отпадение человека от Бога, которое совершилось в Адаме и Еве, — это пре кращение связи с источьЬиком жизни, с Богом, в котором мы живем, движемся и существуем, приведшее к распаду самых основных эле ментов нашего человеческого бытия. Ум, сердце, как источник всех наших переживаний, и тело приобрели как бы свою самостоятель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2