Сибирские огни, 1992, № 2

Ивановна Беликовы, из Австралии — известный оперный певец Алек­ сандр Васильевич Шахматов, из Англии — внучка митрополита Ви- Вглядываясь в лица столь разных людей, собравшихся вместе в наше столь смутное время, я невольно задавал самому себе вопрос. «А что же привело их сюда?» Но вместо пространного ответа вспо­ минался исторический факт, который и сегодня поражает особым смыслом и символичностью: казаки и служилые люди, которые про­ кладывали в Сибири первые русские пути и закладывали остроги, причаливали на стругах к облюбованному месту и первое, что на­ чинали делать, — разбивали струги, чтобы из досок возвести обыден­ ный (за один день!) храм для молитвы, для укрепления души и для жизненного подвига. Именно такой храм нужен нам сегодня. Может быть, даже не столько внешний, сколько незримый — в душе. И именно об этом, в первую очередь, говорилось на съезде. Его Преосвященство Тихон, Епископ Новосибирский и Барнаульский Вступление Русской Православной Церкви во второе тысячелетие своего существования совпало с началом переломного периода в жизни общества и государства. В прошедшие десятилетия гонений была поставлена задача не просто лишить Церковь влияния, но во­ обще ее уничтожить. Натиск атеистического государства был на­ столько велик, что условия выживания Русской Православной Церк­ ви несравнимы с условиями для какой-либо религии в любой стране мира. Ныне возрождающаяся, обновляющаяся Православная Церковь вызывает пристальное внимание и у нас в стране, и за рубежом. Р а з­ личные политические и общественные силы пытаются использовать церковных людей для достижения своих целей, под церковными зна­ менами добиваться своих выгод. Стремление к истинной духовности, всегда присутствовавшее в нашем народе, но с наибольшей силой проявляющееся именно сейчас, с одной стороны, и изменившееся от­ ношение государства к Церкви, с другой, вызвали необычайно широ­ кий интерес к Православию, его веро- и нравоучению со стороны са­ мых разных людей, быстрый рост количества приходов Русской П ра­ вославной церкви, возвращение верующим закрытых храмов и мона­ стырей, открытие новых Духовных школ, расширение рамок деятель­ ности Церкви в делах милосердия и благотворительности. Тысячи людей приходят в Церковь, ища назидания, утешения: через таинство Крещения становятся они членами Ее, но не все становятся христиа­ нами не только по имени, ибо вступление в Церковь возлагает осо­ бые обязанности на человека. Воспринимая только обрядовую сторо­ ну, многие не понимают, что такое подлинная церковность, не ищут духовного наставничества. Воистину, наше Отечество переживает сейчас второе Крещение Руси, перед Русской Православной Цер­ ковью встают новые проблемы, решение которых не следует отклады­ вать. За последние годы возросло количество епархий, удвоилось (с б до 12 тысяч) число приходов, уже насчитывается около 100 монасты­ рей. Практически все епархии нашей Церкви испытывают острую не­ хватку священнослужителей. Причем, нуждаются в них не только но­ вооткрытые приходы, но и существовавшие ранее, так как рост числа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2