Сибирские огни, 1992, № 2

лые выгоды, но впоследствии привозные статьи оску­ дели и в качестве понизились. Чему приписывать па­ дение Даурского торга? Взаимной ли скудости обоюд­ ных соседей или обдуманной холодности маньчжу-ки- тайского правления, исстари не любящего растворять разные ворота в свое государство*, тому горделивому эгоизму, что поднебесное государство, независимо от соседей, изобилует всеми дарами жизни. 6. Две торговые слободы: Кяхта и Маймачины, населяемые купцами и прикащиками обеих шиперий, суть единственные двигатели российско-китайской тор­ говли. После последнего казенного каравана, в 1755 г. в Пекине снаряженного, эта торговля упала на руки купечества, чему и надлежало последовать. Кяхтипский меновный торг производится на осно­ вании упомянутого трактата, при котором уложена мнимопостоянная такса одним китайским товарам, напр., месту чая байхового 60 р., месту цветочного — вдвое, тюню китайки — 15 и так далее, а в цене рос­ сийских товаров предоставлено обеим сторонам торго­ ваться по-купечески. Нечего говорить о странности вечной нормы для китайских товаров, когда она, как шутка, опровергается свободным оцениванием наших статей. Может быть, стоило бы сказать, чей торг в то время шел выгоднее, русский или китайский? Разу­ меется, китайский: потому что сл. Маймачинская, со­ стоя из нескольких торговых товариществ, между со­ бою условившихся, успевала понижать наши цены, не поддерживаемые равномерным соглашением. Наши купцы, тогда маломочные, пользуясь дешевизною кор­ мов и продовольствия, лично и порознь привозили свои товары в Кяхту, во всякое время, и без совеща­ ния променивали китайцам, по соображению цен сво­ ей покупки с гадательною ценою продажи выменивае­ мого товара. Этим торгом снискивался только хлеб насущный. С такою ж безрасчетностию с нашей сторо­ ны шел и валовой торг, тогда производившийся с сен­ тября до марта. •* В царствование императора Павла, по соображениям тогдаш­ него министра коммерции князя Гагарина, основывавшимся на пе- плюевских предсказаниях, открыта в Бухтарме таможня; но мена, производимая одними маньчжурскими чиновниками, всегда была так маловажна, что штатные расходы таможни не покрывались дохода­ ми. Здесь не место говорить об усилиях, какие употреблялись для расширения торга, в управление министра коммерции графа Румян­ цева. Наконец, в 1839 г. Бухтарминская таможня закрыта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2