Сибирские огни, 1992, № 1

Христа с Его Отцом и Духом в Е1го храме — челове­ ке... К правильному подвигу, как к существенно не­ обходимому, приглашает апостол служителя Христо­ ва: злопостражди, — говорит он, — яко добр воин Иисус Христов. Аще и подвизается кто, не венчается, аще не законно подвизатися будет (2 Тим. 2, 3, 5). Естественно, что учение Священного Писания о человеке возвещается и проповедуется единогласно Отцами Православной Церкви... Святой Иоанн Злато­ уст говорит: «Благодать Святого Духа соделывает нас самих, если мы проводим благочестивую жизнь, храмами Божиими, и мы получаем способность мо­ литься на всяком месте...» Учение святого Иоанна Зла.тоустого читаем и в возвышенных словах святого Исаака Сирского. Епископ Ниневии и отшельник в пустынях Месопотамии, а потом Египта, уясняет это учение из опытов святого подвижничества. «Дерзаю утверждать, — говорит Исаак, последуя святому Пав­ лу, — что мы — храм Божий. Очистим храм Его, потому что Он чист, чтоб Он возжелал вселиться в него. Освятим его, потому что и Он свят. Украсим его всеми делами благими и благолепными. Покадим его кадилом — упокоением Бога исполнением воли Его, чистою и сердечною молитвою, которой невоз­ можно стяжать при частом общении с миром участи­ ем в действиях его». Это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отья- тия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молит­ вы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога. «...(Бу­ дем) непрестанно скорбеть и печалиться по причине немощи естества нашего, не попускающей нам до­ стигнуть со.вершенства, непрестанно заботиться о том, чтоб постоянно содержать в душе своей непре- рывающуюся память Божию, как оказал блаженный Василий. Сосредоточенная молитва, чуждая развле­ чения, соделывает в душе волю Божию явственною. В этом заключается вселение Бога в человека, когда Бог, постоянным помятованием Его, напечатлеется (водрузится) в человеке...» Преподобный Макарий Великий очень часто в глубоких беседах своих к совершенным христианам обращается к объяснению назначения, данного чело­ веку Творцом... «Благо.изволил небесный Отец оби­ тать во всяком, верующем в Него и просящем у Него.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2