Сибирские огни, 1992, № 1
ние, нисходили душами в преисподние темницы ада. Ад находится в недрах земли. Там пылает огнь веч ный, уготованный циаволу и ангелам его (Мф. 25, 41), которые, следовательно, падением своим предва рили сотворение веш[ественного мира. Там тьма кро мешная, там тартар, там скрежет зубов, там червь неусыпаюший, там плач без утешения, непрерываю- пщйся и напрасный. Там разнообразные муки по разнообразию грехов; там различные степени мук соответственно различной степени греховности. Смерть душевная, смерть существенная, поразившая человеческий род в его родоначальниках, вьфажаю- щая власть свою и над телом земного странника во время его земного странствования недугами и други ми бесчисленными страданиями, при окончании зем ного странствования выражает эту власть самым страшным явлением: разлучением души от тела. По разлучении души от тела власть смерти над челове ком получает полное развитие (здесь говорится о вре менах, предшествовавших Искупителю): тело, разру шающееся и смердящее, погребается в недрах зем ных, а душа каждого человека, и нечестивца и вет хозаветного праведника, нисходит во ад. Души нечес тивцев низвергались в вечный огонь, как окончатель но принадлежапще вечной смерти; души праведни ков нисходили во ад, в темницы его менее глубокие и страшные, где они пребывали, томясь жизнию во аде и вместе утешаясь надеждою искупления. Все обстоятельства земной жизни доказывают человеку, что он на земле изгнанник за ужасное преступле ние; но всего более доказывает это смерть. Она не оказывает ни уважения, ни сожаления ни к чему вы сокому и важному человеческому. Она поражает и юность, и красоту, и гения, и могущество, и богат ство. Ничем человек не может отвратить неумолимой смерти, служащей для рода человеческого опытным доказательством его падения, его согрешения пред Богом, его казни. Она свидетельствует пред человека ми, что человек — создание и раб, возмутившийся против своего Творца и Господа, что знаменитейшие и важнейшие дела человеков для земли ничего не значат для вечности, что высокое человеческое — мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15). Смерть — казнь. Поражая каждого человека, она доказывает,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2