Сибирские огни, 1992, № 1

в стесненных условиях. Через год по приезде переводит ее Варляам в нижний Знаменский монастырь, где выделяются ей лучшие каменные палаты. Ректор, киевлянин Михаил Митиевич, хоть и был архиманд­ ритом и по чину с владыкой равный, но поддержал его начинание, расширил число классов. И стало семинаристов числом до пятисот. Просят синод об увеличении средств на содержание семинаристов почти в два раза. Синод без дальних проволочек отвечает согласи­ ем. Лучших учеников посылают в Александро-Невскую духовную академию учебу продолжать. Правда, некоторые из них, как, к примеру, Петр Словцов, будущий историк Сибири, набрались воль­ теровских идей. П. Словцов позже в родном Тобольске с церковной кафедры с крамольными проповедями выступит. Но то отдельный разговор. Посылали учиться, а уж чему научились... Ректор Михаил направлен в Иркутск и не преминул открыть там в 1780 году семинарию, уже будучи архиереем. Для преподавания приглашены его бывшие ученики из Тобольска. Дипломаты петербургские ездили с визитами все больше в запад­ ные государства. И ближе, и сподручнее, да и престижней. А восточ­ ные пределы империи по негласному соглашению были закреплены за сибиряками. Легко сказать,—дипломаты,—а где их взять?! Но своя рука владыка, в 1769 году в пекинскую миссию направляют «на учебу» и для овладения маньчжурским языком трех тобольских семи­ наристов: Агафонова, Парышева, Бакшеева. Возвращаются доморо­ щенные дипломаты через десять лет из Китая и довольно успешно ве­ дут торговлю, поддерживают дружественные связи с Небесной импе­ рией. Не все щи лаптем хлебать, а приставь к государственному делу, справятся. Открылся у Варлаама Петрова, люди сказывали, дар небесный — все помыслы человека, с которым беседу ведет, как книгу раскрытую читать. Нечестивцев страх брал, кои воровство или лихоимство чини­ ли. Тут или не воруй, или беги из сибирских пределов, иначе отлучат от матери-церкви и пожаловаться некому. Зато добрая паства, куп­ цы, дворяне, в дом архипастыря каждый вечер собирались для бесед и наставлений. И сам владыка на приглашения к семейным праздне­ ствам отзывался охотно, различий в званиях не чинил, всем являл свою любовь и расположение. А для русского человека уважение по­ важней казенного оклада будет. За доброе слово он тебе горы сроет и чего хошь из-под земли достанет. Только намекни. Обветшал за сто лет первопрестольный собор сибирский, негоже в таком службу вести, надобно исправить. Исправили без лишних нареканий. Правда, к им­ ператрице за поддержкой обратились. Поддержала сибиряков пят­ надцатью тысячами серебром. И письмом отметила: «Из уважения к преосвященному Варлааму...» Подновили собор, железом крышу по­ крыли, в малахитовый цвет покрасили, маковки золотом засветились. Любо смотреть на работу рук своих. Но только собор освятили, а через год великое бедствие с нижней слободы пришло. Испытание огнем и пламенем. Все как в Писании сказано. Четыре года назад великий потоп был, что все алтари под­ горные водой сокрыл, едва оправились. А тут огонь. Тысяча сто до­ мов в пепел обратились! Как не бывало дивных крепостей-усадеб. А с ними и храмы; церкви: Троицкая, Спасская, Богородице-Рождествен- ская, Петропавловская — на горе. Богоявленская, Захарьевская, Ар­ хангельская, Благовещенская. Рождественская и Знаменский мона­ стырь — под горой. Впору руки на себя наложить или по миру пой­ ти... Страшней ^ д ы тоболяки не видели. И многие в чем были поки­ нули город навсегда. А те, кто остались, как только жар поутих, ки-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2