Сибирские огни, 1992, № 1

дали божеское поклонение изобретателю и родителю греха — падшему ангелу и сонмищу его демонов. Че­ ловек обоготворил убивший его грех во всех его ви­ дах, обоготворил представителей греха — демонов. Он признал божественными наслаждениями удовле­ творение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных... Пред идо­ лами закалились и приносились жертвы из живот­ ных, а нередко и из людей... Но наружное служение идолам было в сущности служением бесам, как науча­ ет нас Божественный апостол Павел (1 Кор. 10, 20). Идольские храмы и самые идолы были любимым жи­ лищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорипания для обольшения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сата­ ны (Лк. 11, 24, 25, 26)... Человек, лишившись падением своим Божествен­ ного Света — Святого Духа, должен был довольство­ ваться своим собственным, скудным светом — разу­ мом. Но этот естественный свет привел весьма немно­ гих человеков к познанию истинного Бога: он устре­ мился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искус­ ства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни, к запечатлению и утверждению падения украшением падения многоразличными при­ зраками благосостояния и торжества. Науки челове­ ческие, будучи плодом падения, удовлетворяя чело­ века, представляя ему Божию благодать и самого Бо­ га ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святого Духа, соделались сильнейшим орудйем и средством греха и диавола для поддержания и укрепления па­ дения. Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволо- подобною гордынею (1 Кор. 3, 17, 18). Объятый неду­ гом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осушествляэ собою предложение сатаны; будете яко бози, ведущи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2