Сибирские огни, 1992, № 1

мительны к злодеянию, руки, творящие беззаконие, и сердце, помьппляющее злая... Грех и душа смеси- лися между собою, имея, однако же, оба из них соб­ ственное при себе естество... Как во время мрачной и темной ночи, когда дышет бурный ветр, колеблются, мятутся и приходят в великое движение все расте­ ния: так и человек, подвергшись темной власти ночи — диавола — и в этой ночи и мраке проводя жизнь свою, колеблется, мятется и волнуется лютым ветром греха, который все его естество, душу, разум и по­ мышления пронзает, причем и все телесные члены его также движутся, и нет ни одного ни душевнаго, ни телеснаго члена, свободного от греха, обитающе­ го внутри нас...» Действует на нас диавол, влагая свои помыслы, обольщая мечтаниями, возбуждая помыслами и мечтаниями греховные ощущения, вол­ нуя и разгорячая кровь, поглощая этими волнами и попаляя этим пламенем весь здравый смысл челове­ ка и всю силу его воли. Действия всех страстей сое­ динены с движением разнообразным крови; где дви­ жение крови, там непременное действие страсти, там непременное действие бесов. Такое действие непости­ жимо для омраченного падением человека, пребыва­ ющего в падении своем: лукавые помыслы и мечта^ ния так тонко и хитро действуют в душе, что^ ей представляются они как бы рождающимися в ней са­ мой, а отнюдь не действием чуждого ей злого духа, вместе и действующего и желающего оставаться не- примеченным. В чем существенно состоял грех первозданных? По наружности он состоял во вкушении от запре­ щенного древа. Он получает и большую тяжесть и большее значение, когда мы определим его наруше­ нием заповеди Творца тварию, противодействием тва­ ри воле Творца. Еще большее значение получает он, когда мы признаем в нем попытку человека соделать- ся равным Богу. А на эту именно попытку и указы­ вает Бог словами, исполненными неизреченного со­ страдания, произнесенными Им при изгнании праот- цев из рая: Се Алам бысть яко един о г Нас, еже ра­ зумети доброе и лукавое (Быт. 3, 22). «Солгася (обма­ нулся) древле Адам, — возвещает Святая Церковь,— и Бог, возжелав быти, не бысть». Диавол сообщил свой грех обольщенному человеку. Но грех диавола был собственным его созданием; он задумал сам в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2