Сибирские огни, 1992, № 1
теля дан им Дух божественной премудрости: спра ведливость тр^овала , чтоб свободе предоставлено было выразиться по произволу ее. Выразилась она самоубийством. Едва праотцы нанесли себе язву, как милосердный Господь является им для уврачевания язвы: Адам и Ева услышали глас Господа Бога, хо- дяща в рай по полудни (Быт. 3, 8). Укрывшись друг от друга листьями смоковницы, праотцы покусились укрыться и от Бога в чаш;е дерев райских: так они омрачились внезапно! Господь призвал Адама слова- ***** еси? (Быт. 3, 9). По объяснению Свя тых Отцов, эти слова суть слова величайшего мило сердия и соболезнования. Они значат: «В какое ты впал бедствие! Какое тебя постигло глубокое и не счастное падение; Адаме, где еси?>> — Не понимает омраченный грешник гласа, призывающего его к со знанию греха и к раскаянию в нем. Он старается оп равдать себя и оправданием оговаривает: Глас слы- — говорит он, — Тебе ходяща в рай, и убояхся, яко наг есмь, и скрыхся (Быт. 3, 10). Уличенный, он снова не сознается, не кается, с дерзостию говорит Богу: Жена, юже дал, еси со мною, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3, 12). Эти слова, по замечанию некоторого Святого Отца, имеют такое значение: Бе да, посгигшая меня, наведена мне Тобою: жена, юже дал, еси со мною! От ожесточенного Адама Гос подь переходит к жене, с милосердием говорит ей: Что сие сотворила еси? (Быт. 3, 13). Но и жена не приносит покаяния, не просит помилования, старает ся оправдать себя обвинением змея. Глубоко повреж денные познанием зла, проникшего молнией в ум, в сердце, в душу, в тело, не сознающиеся во грехе сво ем, гордо и дерзко оправдывающие себя праотцы, подверглись суду и наказанию Божию. Суд Божий пал, во-первых, на змея как на зачинщика и главу преступления; потом он карает жену как первую пре ступницу заповеди и виновницу погибели мужа, на конец, он поражает мужа как отвергшего послуша ние Богу для послушания жене... Установлена враж да между диавоьлом и женою, между семенем диаво- ла и семенем жены, т. е., с одной стороны, между диаволом и семенем его — увлеченными им в поги бель ангелами, между диаволом и семенем его — грехом, с другой стороны, между женою и семенем жены, т. е. Богочеловеком, который по человечеству 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2