Сибирские огни, 1992, № 1
самой вол. Реполовской родится порядочно яровой хлеб, даже рожь, и местами прихотливая пшеница. В 1767 г, было засеяно хлеба озимого 8 692, ярового — 6 913 десятин. Лес строевой и дровяной еще изобило вал в IV и следующем периоде, по всему уезду. Липняк едва ли и в то время избыточествовал; вниз по Иртышу он перестает расти в 37 в. от Тобольска, в той я^е, ка жется, широте, в какой и на Северном Урале. По всей Конде, исключая вол. Леушинскую, и по Оби, включая земли Самарова, не столько климат или широта, сколько почва отказывается от хлебопашества. За всем тем у самаровцев в 1767 г. было в посеве раз ного хлеба на 49 десятинах. При скудости пашенной Самарову достались в удел два промысла, рыбный и ореховый. По Сургутскому ведомству также нет для пашни приличных мест, кроме небольших участков близ Оби, ныне засеваемых ячменем. Кедрового леса довольно по Конде и Оби, вверх к Сургуту, Из него делались лодки, редко какая-либо постройка. Топографы, описывавшие физическое состояние уез. Тобольского, назвали отдельными горами урочи ща: Чугасы, Яркинское и Цингалинское, между тем как это во.звьппение правого Иртышиого берега, кото рого пасмы не перестают везде тянуться, хотя и не равномерно. По нагорной стороне берега речек бывают также пригористы, потому что им нетрудно понилсать свое дно в грунте глинистом. Спустимся на минуту к устью Демьянки, чтобы поставить на вид возвышенную полосу, почти неиз вестную. Она простирается вверх по Оби, между Демь- янкой и вершин значительных речек: Салыма, Балы ка, двух Юрганов, с противной же стороны оз. Васю- гана, которое на том же плане справа разливается со своими болотными предместьями. На этой возвышен ности, проходящей до ос. Чаусского и даже до Крути- хи, лежат сухие и открытые места, и леса бороьзые Большие речки: Юган и Васюган, в Обь текущие, вес ною бывают так полноводны, что по ним спускаются полубарки с хлебом, как уже было замечено. Некто уверял о возможности и надобности соединить реч. Васюган и Тару чрез озеро в виде канала, выходящего одним концом в Обь, другим в Иртыш. Для чего? Для 10 томских судов, раз в году плыву щих по Оби с китайскими товарами. Но чего бы стоило устроить та кой канал на пространной и жидкой плоскости, лежащей притом на разных планах,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2