Сибирские огни, 1992, № 1

<кко вонь же аще день снесте от него, отверзутся очи ’ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое ХБыт. 3, 4, 5). Несмотря на явный яд слов змея -так называет Писание падшего ангела, — жена оста- ■новилась на них; забыв и заповедь и угрозу Ьожии, ■она начала рассматривать древо под водительством -собственного разума, склонившегося под влияние •диавольской лжи и обольщения. Плод древа показал- ' ся ей добрым в снедь, а познание добра и зла пока- ■■залось познанием любопытным. Она в.кусила от дре­ ва и склонила к вкушению мужа. Удивительно, с какою легкостию совершилось падение праотцев! Не было ли оно предуготовлено их внутренним рас­ положением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества? Прекрасно созерцание се­ бя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Ьога оно гибельно, ведет к превозношению и самомне­ нию... Очевидно, что праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола. Обещанная им смерть за преступление ^за­ поведи тотчас объяла их: Дух Святой, обитавший в них, отступил от них. Они были предоставлены соо- ственному естеству, зараженному греховным ядом. Этот яд сообщил человеческому естеству диавол из своего растленного естества, преисполненного греха и смерти... «Умертвилась душа Адама, говорит святой Григорий Палама, — преслушанием разлу­ чившись от Бога, ибо телом он прожил после тото (после падения своего) до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая по причине преслушания душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, на­ конец предает смерти». «Адам, — говорит блажен­ ный Феофилакт Болгарский, — будучи живым, был и мертвым: он умер с того часа, в которым вкусил (от запрещенного древа)». Вездесущие естественно Богу. Он присутствовал и в раю во время согрешения праотцев; но присут­ ствие это обнаружил хождением в раю по полудни, когда уже праотцы совершили преступление... Праот­ ц ы почтены были свободою; при свободе в руководи- 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2