Сибирские огни, 1992, № 1
вещавают новоначальным подвижникам немедленнс^, отвергать всякую злую мысль, только что она явитсяд уму, потому что ум новоначального еще слаб и не-« опытен, еще не разрушил вражды со грехом и, всту-,, пив в беседу с ним, непременно увлекается и низла-д гается им... Есть смертоносное познание зла, кото-о рое человек может развить сам в себе: оно смерто-с( носно, потому что тогда естественная доброта челове-д ка отравляется принятою злобою, как прекрасная пища ядом, и сама превращается в злобу. Есть и ду-,з шеполезнейшее познание зла, даруемое Святым Ду-в хом избранным сосудам Его, при котором чистый и сильный ум исследует все, и самые тончайшие иззи - 1 тия греха, обличает их, не смешиваясь со грехом, и хранит от зла себя и ближних... В то время, как наши праотцы наслаждались в раю, падший князь небесных сил с многочисленным сонмищем темных ангелов, уже низвергнзггый с неба, скитался в поднебесной. По неисповедимым судьбам Божиим ему допущен был вход в рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Эту благость Божию, привлекавшую заблудшего к сознанию греха и к рас- каянию в нем, сатана употребил для совершения но вого преступления, для неисцелимого запечатления себя во вражде к Богу, Диавол, вступив в рай, огла сил рай богохульством, переплетенным ложью, и оз наменовал свое присутствие в раю погублением пер возданных человеков, как прежде ознаменовал свое присутствие на небе погублением бесчисленного мно жества Ангелов. Он приступил к жене как к суще ству более слабому и, притворяясь не знающим запо веди, данной Богом, предложил лукавый вопрос: Что яко рече Бог, да не ясте от всякаго древа райска- го? (Быт. 3, 1). Всеблагого Бога он представляет не достаточно благим, а святую и благотворную запо ведь Божию жестокою и тяжкою! Увидев, что жена вступила с ним в разговор с некоторою доверчиво стью и в опровержение ему высказала точные слова заповеди: От плода древа, еже есть посреди рая, ре че Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете (Быт. 3, 3), элодей начинает прямо оспа ривать и отвергать справедливость заповеди Божией. Страшно повторять дерзкие и богохульные слова его! Не смертию умрете, — сказал он. — Ведяще бо Бег,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2