Сибирские огни, 1992, № 1
из которых всегда последующее превыше предва ряющего! Но и в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его,.. Обильно и красноречиво вещает о Боге и проповедует Бога рай сладости. Во внима нии этой проповеди, в изучении Бога состояло глав ное делание рая ; изучение изящества созданий было деланием второстепенным... Изучение всесовершен- ного и бесконечного Бога составляло для человека, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания. Это делание представляло со бою поприще бесконечного преуспеяния! Это делание сопряжено с высшим духовным наслаждением! Это делание — бесценный дар, достойный бесконечно со вершенного и бесконечно благого Бога!.. Заповедь о хранении рая соделывается понятною для нас, когда сообразим, что падшему ангелу, еще не исполнивше му меры грехов своих, возможен был вход в рай, что человек был способен к открытой беседе с духа ми, что он не был утвержден в состоянии святыни, как утверждены в нем Ангелы Света. Хотя он не знал греха, но мог получить это знание, для него не выносимое и гибельное. ПАДЕНИЕ ПЕРВОЗДАННЫХ Посреди рая находилось древо жизни; вкушени ем плода его поддерживалось бессмертие тела чело веческого. Находилось посреди рая и другое древо — древо познания добра и зла. Господь, введши перво зданных в рай, заповедал Адаму: От всякаго древа, еже в рай, снедию снести. От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а вонь же аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 16, 17). ^ а заповедь объясняет глногое. Очевидно, что пло ды дерев райских, как мы и выше видели, гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо бы ло древом жизни, а другое древо — древом позна ния добра и зла. Познание это хранилось, отлага лось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, — для новосозданных оно было преж девременно и смертоносно. Такое суждение заим ствуем из опытного учения великих иноков. Они за-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2