Сибирские огни, 1992, № 1
ее в себе, и доступна, видимо, только очень сильным, очень цельным людям. Вот Пушкин, говорил я, да и то... Но всякий — да всякий же! — восклицал я, — может в любую минуту окунуться в легкую, естест венную свободу, когда человек становится почти рав ным своему внутреннему существу, которому ведомо все, ведомо без посредников, — нужно только уйти ог людей, из города, к природе. Это свобода явная, про сто свобода, качественные определения для нее уже не требуются. Я упомянул Руссо, Торо, — по привыч ке упомянул с иронией (уважительной, впрочем), по тому что о серьезном у нас принято было говорить с иронией, а всех, кто жил до нас, высокомерно похло пывать по плечу — «они не понимали до конца...» А вот тоже вечная интеллигентская проблема, сказал я, о чем бы мы ни заговорили, известные имена вьют ся вокруг, как мошкара у лампы, и это, видимо, не достаток, несамостоятельность? Но, с другой сторо ны, существование в культуре, когда культура стара, а условия жизни более или менее нежны, вполне объяснимо, ведь легче оперировать уже существую щими мирами, чем наново придумывать колесо... Ви тя не дал мне удалиться в сторону, перебил ■— вот ты о Пушкине, о тайной свободе, а последний год его? Такой яростный и земной? Н-да, бесы не дрем лют, сказал я, им не по нутру наступающая в челове ке тишина, и мы с Витей посплетничали на темы пуш кинской биографии. Они со смертью будто искали друг друга, сказал я... Вот! — воскликнул Витя. — Элементарный суицид. Но почему, почему? Серьезная русская литература во все времена, сказал я, это ли тература религиозной проблематики, и есть трагиче ские ножницы между тем, как мыслишь жить, и тем, как живешь, зти ножницы будто заклинены навсегда и потому невыносимы, и вот... Это «навсегда» пре одолевается определительностью в последних основа ниях, для этого хватает единственного истинно рели гиозного переживания, и нужно не ждать его пассив но, а стремиться к нему, проблема эта огромна... Суи цид, суицид! — твердил Витя. — Но ведь были в те времена какие-то лекарства, подавляющие ненор мальную психику... — и он говорил долго, а потом сказал — хотя, конечно..., — но мне уже стало скуч но от его технарского прагматизма, и я отправился
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2