Сибирские огни, 1992, № 1
на востоке вполне достаточно для нашей ограничен ности. Престанем опираться на слабый разум наш — этот хрупкий жезл; приступим с верою к учению Бо жественного Откровения: вера усваивает человеку по знания, вполне превысшие его силы постижения. Рай находится на востоке и по указанию Священ ного Писания, и по указанию Святого Церковного Предания. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «...вос ходя на небо. Господь возносился к востоку, и на во сток апостолы поклонились Ему; и придет Он с вос тока точно так же, как они видели Его восходящим на небо... Итак, ожидая Е1го пришествия, мы кланя емся на восток. Это предание апостолов неписаное; ибо они многое предали нам и без Писания...» Ново заветные православные храмы строятся алтарем к востоку; при совершении молитвословий вне храмов всегда обращаемся к востоку; усопших наших погре баем, обращая их лицом к востоку — прямо рая сла дости, в надежде воскресения, в надежде возвраще ния в рай... Цвятой Бытописатель изображает рай обширней шим садом, преисполненным всякого рода плодови тыми и прекрасными для вида древами, взятыми с земли, между которыми, как особенно примечатель ные, именуются древо жизни посреди рая и древо различения добра от зла... Не на земле находится рай, хотя и имеет с землею ближайшее отношение и сходство. Самое устроение рая названо не сотворени ем, а насаждением, заимствованным с земли (Быт. 2, 9), так как с земли взяты были и жители для не го... Рай на небе. Апостол Павел, восхищенный на небо, восходивший до третьего неба, поведал о себе, что он был восхищен в рай, и слыша там неизречен ны глаголы (2 Кор. 12, 4). Аминь глаголю тебе, сказал распятый Спаситель сораспятому с Ним раз бойнику, исповедавшему Его Господом, — днесь со Мною будеши в рай (Лк. 23, 43). Очевидно, что раз бойник душою помещен в рай: тело его, по пребитии голеней, снято со креста и предано земле. Помеще ние души разбойника в рай объясняет как свойство души (что она тонкое тело), так и свойство райской природы, состоящей из тонкого вещества, соответ ствующего жителям своим — сотворенным духам... Святой Андрей (Христа ради юродивый) был восхи щен, подобно святому апостолу Павлу, до третьего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2