Сибирские огни, 1992, № 1

ним явити мог, ни вода потопити, ни врюдити зверь, ни ядовитое что-либо действовати». Тело Адама лег­ кое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темггацею для души: оно было для нее чудною 0 |Деждою. Наконец, это изягцное тело было способно, по совершенству своему, для жи­ тельства в раю, где в настоящее время обитают ото­ шедшие отсюда праведники только душами своими. Они соделаются способегыми взойти туда телами по всеобщем воскресении, когда самые тела соделают­ ся духовными. По падении и при изгнании из рая даны человеку кожаныя ризы (Быт. 3, 21); тогда, го­ ворит святой Иоанн Дамаокин, «он облекся в смерт­ ность, или в смертную и грубую плоть, что означают кожаные ризы». ...На вопрос: имеет ли душа какой-либо вид? — преподобный Макарий отвечал: «Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку». Преподобный Иоанн Кас- сиан Римлянин, беседовавший с величайшими угод­ никами Божиими древнего христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: «Хотя мы называем некоторые существа духовны­ ми, каковы Ангелы, Архангелы и прочие силы, так­ же самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бес­ телесными. Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают), хотя много тон­ чайшее, нежели мы... Ничего нет бестелесного, кро­ ме единого Бога, и, следовательно, только Он может проникать во все духовные и разумные существа, потому что един Он весь всюду и во всех находится, так что Он видит и провидит помышления и внут­ ренние движения человеков, все тайны духа (ума)...» Руководствуясь свидетельствами Святых Отцов... мы утверждаем о душе нижеследующее: Она — дух, подобно Ангелам, имеет ум, духовное чувство, сво­ бодную волю, ко, как тварь, ограничена и по суще­ ству своему, и по свойствам своим; по причине этой ограниченности имеет и свою степень тонкости; имея известную степень тонкости, может содержаться и содержится в нашем грубом теле, может быть заклю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2