Сибирские огни, 1992, № 1

Святые Отцы... Святой Иоанн Дамаскин, писатель VIII века, в книге своей «Точное изложение Право­ славной веры» собрал мнения предшествовавших ему знаменитейших святых отцов о предметах христиан­ ского богословия, почему, приводя здесь его учение о душе, приводим вместе и учение святого Григория Богослова, Афанасия Великого, Василия Великого, Максима Исповедника и других величайших учите­ лей Церкви. «Бог, — говорит святой Иоанн, — сотво­ рил природу, созерцаемую умом, то есть Ангелов и все небесные чины, которых естество, без сомнения, разумно и бесплотно, то есть бесплотно в сравнении с грубым веш;еством. Ибо одно только Божество в собственном смысле невещественно и бестелесно. Еще Бог сотворил и чувственную природу, то есть небо, землю и все, что между ними... Из видимого и неви­ димого естества Бог Своими руками сотворил челове­ ка по образу Своему и подобию— Сотворил духом и вместе плотию, духом для принятия благодати, пло- тию в предупреждение гордости...» На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная благодать... Святой Макарий Великий говорит: «Как в пророках действо­ вал Дух и научал их и был внутрь их, и вне их яв­ лялся, так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его... И доколе пребывал храняй запо­ ведь, друг был Богу...» Трудно в нашем состоянии падения получить яс­ ное понятие о состоянии совершенства, в котором были созданы наши праотцы, по душе и телу. О свя­ том теле и святой душе их невозможно нам заклю­ чать по нашим душе и телу, пораженным и убитым греховною смертью. Они начали существовать непо­ рочными и святыми; мы начинаем существовать оскверненными и грешными. Они были бессмертны по душе и телу; мы рождаемся умерщвленные ду­ шою, с семенем смерти в теле, долженствующим 'раньше или позже, но непременно принести плод свой — видимую нами смерть тела. Они находились в непрестанном мире сами с собою, со всем, что их окружало, в непрестанном духовном наслаждении, созерцании изяществ мироздания, в богомыслии, в боговидении; мы волнуемся и раздираемся различ­ ными греховными страстями, потрясающими и тер­ зающими и душу, и тело, непрестанно боремся сами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2