Сибирские огни, 1992, № 1

жением подобия нарушается все достоинство обра­ за... Человек был отпечатком Божества не только по суш;еству своему, но и по нравственным качествам — по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он был совершен; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению — назначе­ нию быть храмом всесовершенного Бога. Ум челове­ ка долженствовал быть Умом Божиим, слово его долженствовало быть Словом Божиим, дух его дол­ жен быть соединен с Духом Божиим, его качества должны быть Богоподобными. Вселение Бога в чело^ века есть вместе и теснейшее соединение Бога с чело­ веком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворе­ нии, в прародителях наших, как возвестил сам Тво­ рец: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6). В таком состоянии находился наш праотец немедленно по сотворении его... ТЕЛО И ДУША Действие Творца при сотворении человека-мужа Священное Писание изображает так : Созда Бог чело­ века, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыха­ ние жизни: и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7)... По самому сотворению достоинство тела челове­ ческого несравненно выше всех прочих тел, а душа несравненно выше всех душ животных, душ, которые произвела из себя земля по повелению Творца (Быт. 1, 24). Но первое начало человека — персть. Мысль об этом начале должна служить для нас неисчерпае­ мым источником смирения!.. Весь человек наимено­ ван живою душею, потому что, по соединении души с телом, он сделался единым существом, состоящим из души и тела, но сушеством, в котором полное преоб­ ладание имеет душа. Тело — дом души, ее одеяние, ее орудие. Так именуют его и Священное Писание, и 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2