Сибирские огни, 1992, № 1

ков... Гнев Творца изменил землю. Проклята земля в делех твоих (Быт. 3, 17), — сказал Он человеку, по­ правшему заповедь Его: и отъятие благословения у земли выразилось немедленно разнообразным всеоб­ щим расстройством ее, предвозвещающим сожжение ее, соделывающим это сожжение как бы естествен­ ною необходимостью... Смерть взошла в мир грехом (Рим. 5, 12), быстро объяла, заразила, неисцельно повредила мир. Разру­ шение мира соделалось необходимостью: разрушение его есть естественное последствие его смертного не­ дуга. Сгорит земля в последний день этого ветхого, изветшавшего мира; попадают светила небесные с мест своих, как бы со смоковницы плоды ее, сшибае­ мые ветром; самое небо свиется, как одежда, и исчез­ нет (2 Пет. 3, 10; Апок. 6, 14). Малые черты первона­ чального состояния земли, сохраненные для нас Книгою Бытия, показывают, какое огромное, какое горестное, непостижимое для нас изменение совер­ шилось над землею по падении человека. ...В описании мироздания говорится о предметах вещественного мира, находящихся вне земли, только по отношению их к земле и человеку. Дух Снятый поведает нам о мироздании столько, сколько требует того существенная наша нужда, а не столько, сколь­ ко желало бы любопытство кичащегося разума, зло­ употребляющего познаниями... Слово Божие достав­ ляет познания необходимые для жительства богоугод­ ного — жительство богоугодное соделывает человека обителью Святого Духа, Который и научает своеоб­ разно, не по стихиям мира, словесный сосуд Свой вы­ сокому учению Божественной истины, невьшосимому и несвойственному для разума плотского и душев­ ного... СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Бог сотворил человека по образу и подобию Сво­ ему. Под словом образ доллсно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а подобием выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или иока- 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2