Сибирские Огни № 012 - 1991
у нее бывают добровольные помощники из числа окружающих ее самых обычных молодых людей — таких, как мы с вами. Что ж, грабежи и убийства стали более обычным явлением, они — часть ежедневных выпусков новостей, естественно, что они затрагивают жизнь людей, вовсе не причастных к преступному миру. Об Агате Кристи в последние годы пишут очень много, посто- яено переиздаются все ее романы — а их более восьмидесяти, ее произведения экранизируют и инсценируют. Она удостоена титула «Дамы», аналогичного титулу «Сэр», присваиваемого липам не дво рянского происхождения за их достижения, обычно в сфере нау ки, литературы и искусства. Напомним лишь основной постулат, лежащий в центре всех ее детективных произведений: преступление, и особенно убийство — Зло, которое должно быть наказано, ему нет места в человеческом обществе. В ее романах человек, совер шивший преступление,, всегда карается либо законом, либо судом собственной совести. Совершивший убийство не в состоянии жить в мире с самим собой, если он по натуре человек порядочный. И ему нет места среди людей, если он — злостный преступник, не испытывающий раскаяния от содеянного Конан-Дойль на рубеже веков, Агата Кристи — на протяжении почти всего XX века в определенном смысле центральные фигуры в английском детективе, и созданные ими персонажи на долгое время затмили остальных. Однако они — звезды первой величины. Конечно, неминуемо должны были появиться и другие, тем более что направление это, как я попыталась показать в кратком очерке, возникло в литературе давно. Трудно выделить кого-то одного и в XIX, и в XX веке. Доста точно сказать, что одновременно с Конан-Дойлем творили такие мастера, как приключенец Роберт Льюис Стивенсон и фантаст Гер берт Джордж Уэллс, отдавшие дань «литературе, тайны». И конеч но же, один Артур Конан-Дойль не'мог заполнить страницы в с е х тогдашних журналов, равно как единственный Шерлок Холмс не мог расследовать в с е совершавшиеся преступления. И персонажи произведений, написанных до знаменитейших ис торий о Холмсе, и те, кто возникли позднее, оказались в тени Шер лока Холмса. «Когда светит солнце, луну не замечают», эта фраза становится ключевой в одном из романов Агаты Кристи. В значи тельной степени ею можно объяснить забвение многих авторов ру бежа веков. Но в последние годы их начали вспоминать, энтузиас ты отыскивают пожелтевшие журналы, правят слегка устаревший стиль и составляют сборники забытых историй. Из большого числа старых рассказов я отобрала четыре. Поче му именно их? Мне кажется, они привлекательны и для современ ного читателя по нескольким причинам. Во-первых, для нас это не что новое, хотя на самом деле, конечно, все они — хорошо забытое старое. Во-вторых, в каждом из них мы встречаем эксцентричного сыщика — либо же весьма своеобразный способ раскрытия пре ступления. В-третьих, читаешь — и хочется воскликнуть: ах, детек тив, детектив! Где нынче такие романтичные персонажи? Такие экзотичные мотивы преступлений? Кто теперь изъясняется таким выспренним слогом? Можно ли совершать сегодня убийства таки ми невероятными способами, когда имеется целый арсенал всяче ских вооружений? Сумеем ли мы представить себе закоренелого негодяя, ощутившего раскаяние и совершающего самоубийство? Или же предающего себя в руки правосудия после того, как его1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2