Сибирские Огни № 012 - 1991

Пожалуй, именно любимый многими поколениями Шерлок Холмс и помогает понять, почему так притягательна детективная литература. Ведь^Холмс — рыцарь без страха и упрека, борец за правду, сказочный герой, олицетворяющий Добро и ведущий борьбу со Злом во всех его проявлениях. Холмс неизменно одерживает по­ беду, неудачи его можно пересчитать по пальцам. Наконец, Шерлок Холмс может позволить себе то, что не по силам представителю за­ кона: раскрыв преступление, он может у м о л ч а т ь и помиловать преступника, ^причем в отдельных случаях — даже человека, совер­ шившего убийство. Вспомним хотя бы рассказ «Убийство Чарльза Огастеса Милвертона», в котором доведенная до отчаяния женщина убивает гнусного шантажиста, погубившего жизни многих людей, а Шерлок Холмс и доктор Ватсон, невольные свидетели злодеяния, по­ спешно уничтожают все следы преступления... Я уж не говорю о рассказах типа «Второе пятно», где Холмс помогает выпутаться, из сложного положения светской красавице, укравшей важную бумагу и чуть не погубившей собственного супруга. Да, профессионал так поступить не имеет права, он должен арестовать и покарать пре­ ступника — если, конечно, сумеет его найти и доказать его вину. Здесь ясно видно еще одно существенное отличие сыщика-лю- бителя с его дедуктивным методом от профессионального полицей­ ского. Шерлоку Холмсу и его собратьям зачастую довольно «вы­ числить», как и почему могло быть совершено преступление, за­ тем поведать все преступнику и либо заставить его признать вину, либо передать все найденное полиции, либо же, как уже сказано, помочь заблудшему. Сыщик — сотрудник полиции — не может ог­ раничиться дедукцией, ему нужны весомые доказательства, улики, свидетели тому подобное. И вряд ли он станет полагаться на дра­ матический эффект, возникающий при словесном воссоздании кар­ тины преступления и вызывающий раскаяние, либо же признание присутствующего при разговоре человека, виновного в содеянном. Потому, должно быть, почти все наиболее популярные герои детек­ тивов не служат в полиции, они — любители, не скованные слу­ жебными ограничениями. Среди немногих исключений — комиссар Мегрэ во Франции, старший инспектор Родерик Элейн в Великобри­ тании. Не помню уж, кто заметил: «Ну что может быть более приятно, чем лечь вечером в постель после утомительного дня, раскрыть книжку и прочесть о том, как на полу, обычно в библиотеке, лежит труп, предпочтительно — молодой богатой женщины, о том, как появляется эксцентричный сыщик-любитель, быстро распутывающий преступление и к тому же отыскивающий такие романтичные моти­ вы— любовь, ревность, такие невероятные способы преступления...» Романтичные страсти, экзотические красавицы, великолепные дра­ гоценности, миллионные состояния, невероятные яды, и все это — за стенами наших маленьких квартир, далеко от повседневных за­ бот. Действительность, должно быть, куда прозаичнее и страшнее. В двадцатых годах уже XX века появились еще два сыщика- любителя, снискавшие себе популярность и сумевшие выйти «на солнце» из тени, отбрасываемой несравненным Шерлоком Холмсом. Сначала появился бельгиец Эркюль Пуаро, наделенный не только массой удивительнейших черт внешности и характера, но и верным «доктором Ватсоном» — капитаном Хастингсом. Затем — совершен­ но фантастическая мисс Марпл, старая дева, живущая в небольшой деревушке, расследующая все преступления благодаря знанию че­ ловеческой натуры и действующая в одиночку, хотя, как правило,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2