Сибирские Огни № 012 - 1991
Пожалуй, именно любимый многими поколениями Шерлок Холмс и помогает понять, почему так притягательна детективная литература. Ведь^Холмс — рыцарь без страха и упрека, борец за правду, сказочный герой, олицетворяющий Добро и ведущий борьбу со Злом во всех его проявлениях. Холмс неизменно одерживает по беду, неудачи его можно пересчитать по пальцам. Наконец, Шерлок Холмс может позволить себе то, что не по силам представителю за кона: раскрыв преступление, он может у м о л ч а т ь и помиловать преступника, ^причем в отдельных случаях — даже человека, совер шившего убийство. Вспомним хотя бы рассказ «Убийство Чарльза Огастеса Милвертона», в котором доведенная до отчаяния женщина убивает гнусного шантажиста, погубившего жизни многих людей, а Шерлок Холмс и доктор Ватсон, невольные свидетели злодеяния, по спешно уничтожают все следы преступления... Я уж не говорю о рассказах типа «Второе пятно», где Холмс помогает выпутаться, из сложного положения светской красавице, укравшей важную бумагу и чуть не погубившей собственного супруга. Да, профессионал так поступить не имеет права, он должен арестовать и покарать пре ступника — если, конечно, сумеет его найти и доказать его вину. Здесь ясно видно еще одно существенное отличие сыщика-лю- бителя с его дедуктивным методом от профессионального полицей ского. Шерлоку Холмсу и его собратьям зачастую довольно «вы числить», как и почему могло быть совершено преступление, за тем поведать все преступнику и либо заставить его признать вину, либо передать все найденное полиции, либо же, как уже сказано, помочь заблудшему. Сыщик — сотрудник полиции — не может ог раничиться дедукцией, ему нужны весомые доказательства, улики, свидетели тому подобное. И вряд ли он станет полагаться на дра матический эффект, возникающий при словесном воссоздании кар тины преступления и вызывающий раскаяние, либо же признание присутствующего при разговоре человека, виновного в содеянном. Потому, должно быть, почти все наиболее популярные герои детек тивов не служат в полиции, они — любители, не скованные слу жебными ограничениями. Среди немногих исключений — комиссар Мегрэ во Франции, старший инспектор Родерик Элейн в Великобри тании. Не помню уж, кто заметил: «Ну что может быть более приятно, чем лечь вечером в постель после утомительного дня, раскрыть книжку и прочесть о том, как на полу, обычно в библиотеке, лежит труп, предпочтительно — молодой богатой женщины, о том, как появляется эксцентричный сыщик-любитель, быстро распутывающий преступление и к тому же отыскивающий такие романтичные моти вы— любовь, ревность, такие невероятные способы преступления...» Романтичные страсти, экзотические красавицы, великолепные дра гоценности, миллионные состояния, невероятные яды, и все это — за стенами наших маленьких квартир, далеко от повседневных за бот. Действительность, должно быть, куда прозаичнее и страшнее. В двадцатых годах уже XX века появились еще два сыщика- любителя, снискавшие себе популярность и сумевшие выйти «на солнце» из тени, отбрасываемой несравненным Шерлоком Холмсом. Сначала появился бельгиец Эркюль Пуаро, наделенный не только массой удивительнейших черт внешности и характера, но и верным «доктором Ватсоном» — капитаном Хастингсом. Затем — совершен но фантастическая мисс Марпл, старая дева, живущая в небольшой деревушке, расследующая все преступления благодаря знанию че ловеческой натуры и действующая в одиночку, хотя, как правило,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2