Сибирские Огни № 012 - 1991
Коллинза. В первом из них появляется классический образ сыщика Каффа, наделенного массой специфических черт, чудака и аналити ка, распутывающего таинственные события, связанные с пропажей Лунного Камня. В восьмидесятых годах многочисленные журналы публикуют «истории о таинственных преступлениях и их разгад ках», и часть их обретает огромную популярность. И все это, конеч но, возникало не на пустом месте. Ведь истории о преступлении и наказании описаны в мировой литературе со времен ее возникно вения, просто раньше они не отделялись от основного потока. Как самостоятельная ветвь, похоже, детектив и впрямь выделился в XIX веке, в связи с бурным ростом городов, развитием промыш ленности и всеми связанными с этим явлениями. Увы, росли люд ские поселения, массы народа перебирались из сельской местности в города, многие попадали на «дно» и совершали преступления... В XVIII веке Генри Филдингу еще приходилось убеждать власть иму щих в необходимости создания регулярных формирований по под держанию общественного порядка — в XIX веке потребность в них уже ни у кого не вызывала сомнений. Времена «разбойников с большой дороги» уходили в прошлое, шайки возникали в городах, поближе к цивилизации, к богатству. Естественно, все эти процессы отражались в литературе. Можно сказать, к концу XIX века почва для восприятия нового персонажа, гениального сыщика-любителя, посвятийшего себя расследованию и уничтожению преступности в английской столице, была готова. И в 1887 году в одном из журналов был опубликован «Этюд в баг ровых тонах», выдержавший с тех пор несчетное количество изда ний не только в Великобритании, но и во многих других странах, равно как и все остальные произведения о Шерлоке Холмсе. Из вестно, что первоначально Конан-Дойль писал детективные расска зы, стремясь заработать деньги для написания исторических рома нов:, он-то видел себя продолжателем Вальтера Скотта. А публика с ума сходила по Шерлоку Холмсу, почти не замечая выходивших одновременно исторических полотен того же автора, который соз дал полюбившийся образ. ..Шерлок Холмс гениален и эксцентричен. Много писали о том, что, несмотря на некоторую фантастичность, он впитал в себя чер- ть| вполне реальных людей, и прежде всего, очевидно, самого Ар тура Конан-Дойля, врача, за свою жизнь расследовавшего не одно преступление. Люди, читавшие повествования о гениальном сыщи ке, писали его создателю просьбы о помощи, и временами ему уда валось им помочь. Словом, как ни пытался писатель отделаться от своего персонажа, то «убивая» его, то отправляя в отставку, чита тель, требовал новых приключений, и Конан-Дойль писал все новые рассказы практически до конца своей жизни. Для миллионов чита телей во всех странах мира он так и остался прежде всего созда телем Шерлока Холмса. По сей день люди пишут письма на Бей- кср-стрит, 22-6, а уважающие традиции англичане не поленились посадить там специальную секретаршу, отвечающую на послания. - , Шерлок Холмс борется с преступностью неустанно, распутывает самые таинственные и запутанные случаи. «Три нераскрытых пре ступления за год — многовато, друг мой!» — упрекает он Лест- рейда, вернувшись в Лондон после длительного отсутствия. Воз можно. ли представить себе подобный упрек — сегодня, когда пре ступления, в том числе убийства, в крупных городах исчисляются- сотнями и тысячами в д е н ь ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2