Сибирские Огни № 011 - 1991
— Да вот в книгах пишут одно, а люди, живые свидетели то есть, говорят иное. Сергей хорошо помнил слова соседа деда Федора, который считал, что все беды с продовольствием по шли с той поры, как начались колхозы. А бабка Марья тут же прибавляла порушенные церкви. — Давайте разберемся, — глядя куда-то сквозь Сергея, начал не спеша Игорь Михайлович. — Давай те вспомним: основу государственности на славян ские земли принесли варяги, а ту обрядовую, музы кальную и прочую в виде церквей и соборов мы заим ствовали у греков. Основы дисциплины и порядка пы тались привить при помощи немцев. Что же остается той милой вашему сердцу крестьянской России: лень, беспробудное пьянство, пресловутое авось, разбой. После всего этого в церковь — замаливать грехи и ка яться. Революция — это не только замена власти, но и возможность в короткий срок вырастить новых лю дей. — Забитых, не имеющих права на собственное мнение... — буркнул про себя Сергей, но Сундуков услышал. — Рябцов, что вы там бормочете? Пели можете, то вслух, — громко попросил он. — Я не бормочу. Почему вы в народе видите только плохое? — Похвально, похвально, — протянул Сундуков. — Тогда извольте спросить, что, по-вашему, есть дух? — То, чем жив, на чем держится любой народ. Во всяком случае те, кто отдавал приказ взрывать церк ви, кто загонял людей в колхозы, заботились не о том, чтобы поднять, а наоборот сломать его. Достоев ский писал... Сергей понимал, что его занесло — бессонная ночь притупила бдительность. Не следовало вступать в этот бесполезный спор. Но он, повинуясь упрямому чувству, с которым когда-то шел мимо забора навстре чу Ахметовой ватаге, продолжал. — Вы еще, молодой человек, не знаете жизни и не в состоянии понять ее диалектических законов, обрезал Сундуков. — Наш спор уже разрешила исто рия и мой совет: не доверяйтесь оценкам обиженных лиц. А они были. И это естественно. С тех пор Сергей попал под колпак Сундукову.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2