Сибирские Огни № 011 - 1991
ЧУЛЕСНАЯ ЛАМПАЛА Среди православных мирян до недавнего времени (а кое-где и поныне) в большом ходу была устная и рукописная духовная поэ зия; и авторы этих творений чаще всего были неизвестны (или они изначально не обозначали своего имени, или их имена утратились в процессе пересказов и переписывания). Подобные духовно-пра вославные творения, переходя из уст в уста, переписываясь в за ветные тетради, духовно совершенствовались, обретали и некото рое словесное благолепие. По всем этим причинам такие духовные произведения суть народные творения русских. Было бы грешно и ошибочно судить подобные духовные стихи и поэмы по канонам светской поэзии (и даже простонародной бы товой и мифологической), как грешно рассуждать о достоинствах иконы с точки зрения мирской живописи, ибо и в первом, и во втором случае перед нами явления христианского духа, где перво- наперво (и единственно) ценны чистота, искренность любви к Богу и ближнему; а простота, неприхотливость формы, ее детскость есть лишь еще одно доказательство чистоты, детской непосред ственности христианского чувства в народе — творце подобной ду ховно-православной поэзии. К числу таких народно-православных, духовных творений мож но отнести и поэму «Чудесная лампада», которая по сюжету со звучна с известным сказанием о разбойнике Кудеяре и которая в рукописи была получена мною от прихожан Знаменского кафед рального собора (г. Иркутск). А . Б АЙ Б О Р О Д И Н Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душев ную и любовь нелицемерную! Предсмертное завещание христиан- ской братии светозарного светила в православном Российском царстве, не усыпного сохранителя рода русского, отца Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Я прочел в старинной книге Это чудное преданье... Записал безвестный инок Его людям в назиданье. Жил разбойник-душегубец. Атаман большой ватаги. Силы страшной, непомерной, Образец лихой отваги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2