Сибирские Огни № 011 - 1991

ных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печа­ ли, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В эти же годы преподобный Нестор составил житие преподобного Фе­ одосия Печерского, а в 1091 году, накануне престоль­ ного праздника Печерской обители, игумен Иоанн по­ ручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обрете­ ния 14 августа). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112—1113 годам «Повести вре­ менных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее кня- жити и откуда Русская земля стала есть» — так с пер­ вых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников — предшествующие русские летописные своды и сказа­ ния, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исто­ рические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вы- шатича, торговцев, воинов, путешественников, осмыс­ ленных с единой, строго церковной точки зрения, — позволил преподобному Нестору написать историю Ру­ си как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исто- . рического становления. Он говорит о первом упомина­ нии о русском народе в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Кон­ стантинополе. Летопись преподобного Нестора сохра­ нила нам рассказ о первом православном храме в Ки­ еве (под 945 годом), об исповедническом подвиге свя­ тых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2