Сибирские Огни № 011 - 1991
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Рос сийского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явлен ного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Влады чицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахерн- ской иконы (празднование 7 июля), написанной свя тым Евангелистом Лукой, и относится по иконографи ческому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путе- водительница. Много раз «Матушка Казанская» ука зывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Роди ной. В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» — за Уральские горы — блаженного Герма на, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Поволь- ского (1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным обра зом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на во сток, «встречь солнца», многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плава ние по Тихому океану, благовествуя спасение окрест ным народам. Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале XVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605—1612), который народ на звал «Смутным временем», Русскую Церковь возгла вил великий исповедник Православия — священному- ченик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятохй Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ши рились усобицы и нестроения, непреклонный страда лец за Святую веру и Отечество, находясь под стра жей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воз звание: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за ве ру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обе щались положить души свои за дом Пречистой и за 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2