Сибирские Огни № 011 - 1991

димиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский (1074) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи пытались совра­ тить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088). Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печер­ ском патерике». Поэтому понятно внимание, которое святитель Иларион уделяет вопросу «о законе, Моисе­ ем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Хри­ ста бывших». «...Как меркнет свет луны при воссияв­ шем солнце, так и закон — при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающе­ го землю, — и человечество уже не горбится под бре­ менем закона, но в благодати свободно ходит». Радость о Христе преисполняет святого проповед­ ника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских племен. «Христова благодать всю землю исполнила» и, прежде всего, молодые жизне­ стойкие народы, к которым относился и русский на­ род. «Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового — учения благодати — в мехи ветхие, обвет­ шавшие в иудействе, но новое учение, в новые мехи, в новые народы». Так вера благодатная «по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники принуты, а иудеи — отринуты»... С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой стране владычествовал, но в Русской, кото­ рая ведома и слышима всеми концами земли». «Слово о законе и благодати» — первое по време­ ни творение Русской Церкви, в котором святой кре­ ститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душою нас, мертвых, воскресив­ ший: ибо тобою обожились и жизнь Христову позна­ ли». Таково содержание этого замечательного памят­ ника древнего русского богословия. Из других творе­ ний святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской прися­ ги в Русской Церкви. Широко известна и «Молитва святого Илариона», которая в рукописях обычно при­ соединяется к «Слову о законе и благодати».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2