Сибирские Огни № 011 - 1991

Святой Иларион, священник княжеского села Бе­ рестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвиж­ ником князя Ярослава. «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апо­ столов, и многих пресвитеров чтил и содержал, — рас­ сказывает преподобный Нестор Летописец. — Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ и кни­ жен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут мо­ литву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу...» Святой Иларион, как свидетельствуют его творе­ ния, был не просто «муж книжный», но обладал вели­ кими духовными дарованиями, глубиной богословско­ го ведения. Все свои силы он отдавал служению Рус­ ской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Со­ борным суждением иерархов Русской Церкви было ре­ шено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедниче­ ским дарованием. Незадолго до этого он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Влади­ миру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Ле­ топись не отметила года его кончины, но на погребе­ нии князя Ярослава Мудрого (20 февраля 1054) святи­ теля уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 году. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерус­ ской церковной литературы — «Слово о законе и бла­ годати». Содержание его глубоко и многосторонне. Б центре «Слова» — учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуаль­ на в те времена для Киевской Руси: к святому Вла- 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2