Сибирские Огни № 011 - 1991
Святой Иларион, священник княжеского села Бе рестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвиж ником князя Ярослава. «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апо столов, и многих пресвитеров чтил и содержал, — рас сказывает преподобный Нестор Летописец. — Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ и кни жен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут мо литву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу...» Святой Иларион, как свидетельствуют его творе ния, был не просто «муж книжный», но обладал вели кими духовными дарованиями, глубиной богословско го ведения. Все свои силы он отдавал служению Рус ской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Со борным суждением иерархов Русской Церкви было ре шено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедниче ским дарованием. Незадолго до этого он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Влади миру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Ле топись не отметила года его кончины, но на погребе нии князя Ярослава Мудрого (20 февраля 1054) святи теля уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 году. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерус ской церковной литературы — «Слово о законе и бла годати». Содержание его глубоко и многосторонне. Б центре «Слова» — учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуаль на в те времена для Киевской Руси: к святому Вла- 300
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2