Сибирские Огни № 011 - 1991

в третьем номере «Гостцницы...» декларации имажийистов. «Восемь пунктов». Хотя ее авторы и подписали «Декларацию» в числе других имен именем Есенина, поэт, конечно, не мог согласиться с отдельны­ ми положениями ее (например, таким: «Имажинизм борется за отме­ ну крепостного права, сознания и чувства»), А во-вторых, и здесь не могло не задеть Есенина то обстоятельство, что Мариенгоф догадал­ ся расположить подписи под декларацией имажинистов в алфавитном порядке их... имен. Таким образом, подпись Анатолия Мариенгофа оказалась на первом месте, открывая список, а Сергея Есенина — на последнем, завершая его. В последнем, четвертом, номере «Гостиницы...» Есенин среди ее «постояльцев» уже не значился: «Пусть Мариенгоф там распоряжает­ ся как хочет. Я ни одной строчки стихов туда (в журнал.— Т. С.) не дам». Уже после ухода Есенина из «Гостиницы...» и его разрыва с груп­ пой Мариенгоф беззастенчиво продолжал свою линию, постепенно делая из журнала «памятник» самому себе. В письмах Есенина последующего времени встречаем серьезные обвинения в адрес Мариенгофа. Так, он писал Г. Бениславской (Ле­ нинград, начало мая 1924 г.): «Да! Со «Стойлом» дело не чисто. Ма­ риенгоф едет в Париж. Я или Вы делайте отсюда выводы. Сей вор хуже Приблудного. Мерзавец на пуговицах — опасней, так что на­ прасно радуетесь закрытию (поэтического кафе.— Т. С.). А где мои деньги! Я открывал Ассоциацию не для этих жуликов!» «Письмом в «Правду» 31 августа 1924 г. Есенин (совместно с И. Грузиновым) объявил о роспуске имажинизма: «Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа «имажини­ сты» в доселе известном составе объявляется нами распущенной». Можно понять растерянность и негодование имажинистов —■груп­ пу объявил распущенной поэт, практически отошедший от имажиниз­ ма. Негодование членов «Ордена» объяснялось, по крайней мере, тремя причинами. Во-первых, Иван Грузинов ни в коем случае не являлся «создателем имажинизма». Во-вторых, «Письмо в редак­ цию «Правды» ударило по имажинизму, когда он переживал труд­ ные времена и регулярно подвергался сокрушительному разгрому со страниц печати как в Москве, так и в Ленинграде. В-третьих,— и это самое главное, — имажинисты до последней минуты не теря­ ли надежду на возвращение к ним Есенина. В опубликованном 10 февраля 1924 г. в берлинской газете «Накануне» «Открытом письме Александру Кусикову» Шершеневич перечисляет имажини­ стов и пытается объяснить щекотливый вопрос об отходе из груп­ пы Есенина. «Я намеренно умалчиваю о Есенине, — говорит Шер­ шеневич. — Не потому, что он не с нами, нет. Он выбит из жизни жизнью. Он заблудился в трехпольной системе: крестьянские пла­ гиаторы, пролетарские бытовики и имажинисты. Он с нами уже по одному тому, что он не может быть с Орешиными. Он слишком та­ лантлив для того, чтоб не быть с нами. Но у Сергея «на пороге двойного небытия» пауза. Может, это даже полезно. Вот Художе­ ственный театр карьеру себе паузами делал!» Итак, растерянность и обиду имажинистов понять можно — оправ­ дать их «Письмо в редакцию» журнала «Новый зрителе» нельзя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2