Сибирские Огни № 011 - 1991
ва и др. Весной 1921 г. в «Стойле Пегаса» был провозглашен и «Му зыкальный манифест» имажинизма. Весной 1920 г. в Харькове Есенин и Мариенгоф публично на одном из своих поэтических вечеров приняли Хлебникова в ряды имажиниз ма, а затем выпустили втроем коллективный сборник «Харчевня зорь». Датированное апрелем 1920 г. стихотворение Хлебникова, по мещенное в этом сборнике, было посвящено Есенину и Мариенгофу: Москвы колымага. В ней два имаго. Голгофа Мариенгофа. Город Распорот. Воскресенье Есенина. Господи, отелись В шубе из лис. Проблему «Есенин и имажинизм» невозможно рассмотреть, не проследив более или менее подробно историю взаимоотношений Есе нина и Мариенгофа. Анатолий Борисович Мариенгоф (1897—1962) родился в Пензе. Учился в Нижегородском дворянском институте. В годы первой ми ровой войны служил в Инженерно-строительной дружине на Запад ном фронте. До вступления в группу имажинистов литературной дея тельностью не занимался. Первый поэтический сборник Мариенгофа «Витрина сердца» (1918), по его мнению, был неудачей. Во многих его последующих книжках среди списка авторских произведений можно прочесть: «Вит рина сердца» — уничтожена автором». Характеризуя его творчество, Р. Ивнев в книге литературных очерков «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича» (М., 1925) в качестве отличи тельной особенности подчеркнул статичность поэзии Мариенгофа. «Если бы меня спросили,— признается Ивнев,— «как вы относитесь к Мариенгофу?», я бы ответил: «Зеленых облаков стоячие пруды» (фраза из стихотворения Мариенгофа.— Т. С.). Мариенгоф — это стоячий пруд, душный, зеленый, без воздуха, без движения». Есенинская поэзия — одно из самых высоких в русской литерату ре проявлений духовности. Наиболее часто употребляемые поэтом в его произведениях категории — это «душа» и «сердце». «Я сердцем никогда не лгу»,— говорил о себе поэт. Его строки: «...наверно, наве ки имею нежность грустную русской души»,— можно поставить эпи графом ко всему есенинскому творчеству. Можно без преувеличения сказать, что стихи Есенина написаны сердцем поэта, кровью его чувств. Душа — необходимая спутница поэта, его совесть и советчица: Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь. Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. > И не случайно, объясняя смысл названия такого важного для его творческой эволюции трактата «Ключи Марии», Есенин делает при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2