Сибирские Огни № 011 - 1991
кам, боярским детям и промышленникам, там посе лившимся, перенять господствовавшее наречие бога того племени. От якутов, так сказать, зависели водво рившиеся пришельцы, в житейском и торговом отно шении. Притом изучение наречия лег^о. Русская населенность по пространному Якутскому уезду тогда являлась в 2 острогах, в 13 ясачных зимовьях, укрепленных по рр. Лене, Вилюю, Яне, Ин дигирке, Алазее и Колыме, в 2 слободах (Сунтарской и Амгинской), в промышленничьих частных зимовьях при устьях рек, начиная с Анабары и Оленека, и в нескольких станциях, от ос. Чечуйского до Якутска установленных. В Я к утском у е зд е 2 ос. (О лексинский и З аш и вер ск и й ), а ос. У д- ский и А нады рский п од к онец п ериода отош ли к о х о т ск о м у н ачальст ву. Я сачны х зи м . 13, на Л ен е — 2 (Ж и ган ск ое и С и к так ск ое), на В и л ю е — 3 (У сть-В и лю й ск ое, С редн еви л . и В ер х н ев и л .), 2 на Я не (В е р х оя н ск ое и У ст ь я н ск о е), на И нди гирк е — 2 (У яди нск ое и М а й ск о е), на А л а з е е — 1, на К олы м е — 3 (В ерхн ек олы м ск ое, С редн еколы м . и Н и ж н ек о л ы м ск о е). П о сл ед н ее укрепленьице перенесен о на 20 в. выше по реке и п оставл ен о на за п а д н о м б ер егу против устья Б ольш ого А ню я. Т ут бы вала р астор ж к а с чукчами, но ныне при М ал ом А ню е. Сл. С ун тарск ая в 5 7 в. от Вилтойского сол яй ого водом ета (со л е м е т а ). У к аж ем пути сообщ ен и й верховы х и частию водяны х. Я кутск есть ср ед о то ч и е, из к отор ого п р ол ож ены дор оги в разны е стороны . В ос. У дский — чрез сл. А м ги нскую , А л дан , У чур и Улью . В О хотск — чрез р. А л егу, А л д а н и Ю дом у. К устью Л ены — по б ер егу л евом у, а с реч. К исел евки— по п р авом у. В У стьянское, от устья от ст о ящ ее на 98 в., н а д о б н о ех а т ь по п р авом у б ер егу Яны, с В ерхоя н ск ого — по л евом у д о м еста и о т т у д а на И н ди ги рк у д о зим овьев М ай ск ого и У ян ди на. В К олы м у — чрез В ер х о я н ск о е, Заш и верск , У ян ди н о, А л а зей ск ое, С р едн еколы м ское, Н иж н ек олы м ск ое. В А нады рск — из Н . К олы м ск о го по п р авом у б ер ег у Б ольш ого А ню я, потом — по п р авом у б ер егу А нады ра д о о ст р о га . И з А н а д ы р е м — к восточн ом у б ер ег у зал и в а П ен ж и н ск ого, на Т ал ов к у, Тигиль, о т т у д а — чрез х р еб ет в Н и ж н ек ам - чатск и д а л е е — д о Б ол ьш ер ец к а, из к оторого об р а т н о на кр. Тигиль- скую . Э т о т сухоп утны й п ер еезд п р о до л ж а л ся д о ун и ч тож ен и я А н а д ы р е м и д о п остан овл ен и я Г иж игинска. Об ос. Зашиверском и сл. Амгинской прибавим здесь приличное сведение. Зашиверск со всех сторон, кроме северной, окружен величественными горами, которые, без сомнения, бывают отчасти преградою, что солнечные дни поздно начинают там быть види мы. Ярмарка там продолжается в конце декабря и в начале января, и 6-е число, говорят, бывает радостно по сугубому свету, по свету празднуемого Богоявле ния и по первому солнечному озарению. Что касает ся до слободы Амгинской, или переселения пахотных крестьян на р. Амгу из Илимского уезда, это сделано 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2