Сибирские Огни № 011 - 1991

делиями из кожи, дерева, железа и меди. Домы были скромные жилища, без украшений, без мебелей. Хо­ зяйки тамошние даже низкого состояния не пряли и не ткали, потому что тогда не сеяли ни конопля, ни льна. Семьи городские и деревенские носили рубашки из фанзы или дабы. Отсюда вошло в обыкновение у обозных, с купеческими кладями едущих в Восточную Сибирь, договариваться с ямщиками о пряже на каждый воз. Они действительно возили для продажи пряжу, закупа­ емую по дороге, потом пряжу и холсты. В XIX веке то же слово про­ должается, но под ним разумеется у обозного и ямщика вычесть по нескольку рублей с воза из хозяйской цены за провоз, в пользу обозного. У некоторых купцов были чаны кожевенные, мы­ ловаренные, у других—котлы салотопные. Им не всег­ да удавалось скупать белку и соболей у бурят даже тункинских и кудинских. Приезжие купцы вмешива­ лись и перебивали закупку у иркутян везде, в стойби­ щах аларских, идинских, балаганских и верхолен- ских. Что касается до промыслов бельих и соболиных в Нерчинском крае, по Витиму, на Нижней Тунгуске, Олекме, Колыме и Камчатке, туда не досягали ма­ ломочные руки торговцев иркутских, кроме пред­ приимчивых двух человек — Трапезникова и Юго­ ва. Ярмарок в самом Иркутске тогда еще не было, и местные купцы, опасаясь иногороднего соперничества, не желали дома ярмарок, дабы тихомолком закупать у знакомцев, с руки на руку. Воскресим память двух помянутых иркутских куп­ цов и славою их предприимчивости облагородим ис­ торию Иркутска. Купец Никифор Трапезников, с 1745 г. начав участвовать в морской промышленно­ сти, сам в 1749-м отправился из Нижнекамчатска на собственном судне и открыл в Алеутской гряде о. Ат- ху. В течение 25 лет до 1768 г. Трапезников отправ­ лял на Алеутские острова до 10 судов, и они возвра­ щались с богатыми грузами, но наконец, после потери 3-х судов и чрез неоплатность должников, предприим­ чивый и счастливый мореход умер в совершенной бед­ ности. Другой купец, Емельян Югов, в 1750 г. вышел из Камчатки в море на собственном боте, с экипажем 27 чел., но бурею прибитый к берегам полуострова, не устрашился в следующую весну снова пуститься в море. Три года он провел в промыслах по разным ост­ ровам и умер там же, где погребен Беринг. Бот его воротился с богатым грузом. Нельзя надивиться бест

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2