Сибирские Огни № 011 - 1991

окружавшее ее болото, он понял: есть много мест, ко­ торые, наверное, гораздо лучше и приспособленное для жизни, чем их поселок. Но вместе с тем понял и другое: своих родителей, друзей детства, как и место рождения, не выбирают. Тот, кто первым поселился здесь, был лишен выбора, лучшие места в округе бы­ ли заняты, скорее всего страх и великая нужда за­ гнали их в эту болотину. Прорвавшись сквозь отроги Саянских гор, уже на ровном просторном месте Иркут начал куролесить, петлять, менять свое русло и напоследок, ободрав бок Кайской горе, полез обниматься с холодной, знав­ шей себе цену, Ангарой. Пустить-то она в свое ложе пустила, но еще многие километры бежали порознь, держась своей стороны, — слева мутный Иркут, ря­ дом темно-синяя Ангара. В устье Иркута, на пологом холме, стоял Инно- кентьевский монастырь, белая высокая колокольня которого сторожила эту обширную низину. Через монастырь проходил Московский тракт. Раз­ бежавшись с горки, тракт прошивал длинную, в одну улицу, известную своей разбойной славой деревню Барабу, на выходе перепрыгивал через деревянный мостик и пылил дальше в сторону города. Справа от мостика, за маленьким озерком, начи­ нались Редки. На ровных, мало-мальски пригодных для жилья сухих пригорках без всякого плана лепи­ лись десятка два сколоченных наспех, иногда за ночь, завалюх. Селились здесь в основном те, кто был не в ладах с законом, кому податься некуда, а за болота­ ми да озерами власти не вдруг достанут. Проехать сюда свободно можно было разве что зимой. Летом вокруг Релок болотная топь, комарье, поросшие ка­ мышом старицы, заросли боярышника, дикой яблони, тальника. От железной дороги к Барабе протоптана тропа, но по ней ходили редко, да и то днем. Все скрыто от глаза — кусты, буераки, мокрый кочкарник. Встре­ тит лихой человек — кричи не докричишься. Деление на Рёлку и Барабу в общем-то условное, понятное тем, кто живет вдоль тракта или за болотом. Для остального мира все, что умещалось между мо­ настырем и городом, считалось Барабой. Одни, и не без основания, связывали это со словом грабить, дру­ гие, более просвещенные, склонны были считать, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2