Сибирские Огни № 010 - 1991

постоянно в Его любви, потому что Он Един есть Гос­ подь, источник всех благ и Податель жизни вечной. Как можно чаще воздевай руки твои в молитве к Богу, всегда ожидая от Него помощи, чтобы победить диавола. Будь ко всем тих, не тщеславен, кроток, да явишь­ ся истинным подражателем и учеником Христа. Итак, прежде всего подобает учиться не только внешнему труду, но и умному деланию: разуму и по­ знанию. Научившийся разуму и познанию всех вещей прежде воскресения, приемлет воскресение души и, прежде конца жизни, наследует жизнь вечную. Бог ничего так не любит, как истину, посему весь наш подвиг, все труды и заботы должны быть направ­ лены к тому, чтобы содержать истину и пребывать в ней до самой смерти: б у д и М и в е р е н д о смерти, и дам ти в е н е ц ж и зн и , говорит Господь (Апок. 2, ст. 10). Все же, говорящие против истины, проповедуют ложь. Но ложь не может быть приятною Господу. Познание твари, познание себя и познание Госпо­ да не может быть без труда, великого подвига, посто­ янного умного делания; так и познание твари, себя и Бога не тотчас же дается человеку. Принявши заквас­ ку от слова Божия, душа полагает ее в три главные силы души: ум, чувство и волю, долго согревает в се­ бе до тех пор, пока она вся закиснет, в познании и просвещении разума своего и в познании всего о себе таинства. Истинный разум не может быть углублен в душу, без великого и долговременного труда и подвига. Плотские похоти умерщвляются — по мере труда и подвига; а насколько умерщвляются похоти, настоль­ ко возрастает и процветает истинный разум. Но под­ виг у всех должен быть сугубый,'состоящий из внеш­ него труда и умного делания: один без другого не со­ вершается. Если кто и всю мудрость мира сего усвоит, но ума своего не очистит, не просветится душою, тот не мо­ жет соединиться с Богом. А не соединившись с Госпо­ дом в разуме, духом ходит путями безвестными. Ум, как мы сказали, очищается и просвещается сугубым подвигом. Что есть грех? Действие плотской похоти. А что есть действие плотской похоти? Не что иное, как ^безу­ мие. Никто не грешит, как только находящийся в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2