Сибирские Огни № 010 - 1991
Злату Алеша позавидует, Погниёт Алеша по-напрасному! и, наконец, потому что Гришка рода боярского: Боярские роды хвастливые, На бою-драке призахвастается, Погниёт Гришка по-напрасному. По напевам песельников-старинщиков узнали мы Илию Муром ца — богатыря святорусского, но за этим былинным образом бы товал когда-то живой человек. В статье «Илия Муромец», напеча танной в «Журнале Московской Патриархии», говорится, что «во семь веков назад в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Православная церковь празднует в самом начале года, 1 января н. ст.». Статья как раз и была посвя щена 800-летию со дня преставления преподобного Илии Муром ца. «Он стал насельником монастыря уже в глубокой старости, увенчанный славой любимого народом героя и победителя супо статов, — с любовью писано в статье. — Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую землю» (XVII век) пишет: «Поидохом в Антониеву пещеру (в Киево-Печерском монастыре. — А . Б.) и ту... видехом храброго воина Илию Муром ца в нетлении под покровом золотым, ростом яко нынешних круп ных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать, а правая изображена крестное знамение...»: Глубоко символично, что левая его рука свидетельствует о служении воина, а правая о мо литвенном подвиге монаха». От самого своего чудесного исцеления, как бы в благодарность за чудо, явленное ему, всю жизнь готовился преподобный Илия к монашескому подвигу, и даже как бы примерялся к нему, когда нищим каликой перехожим христорадничал возле церкви, юродиво выспрашивал Владимира стольнокиевского про то, какая нынче беда учинилася. Вот тогда-то Илия, которому вместе с богатырями, с коими крест целовал на братанье, было отказано в Киеве на две надцать лет, прощает Владимиру обиду, идет супротив Батыя. «Западный путешественник Лассота, — ведает писатель упомя нутой статьи, — посетивший Киев в XVI веке, описывая старокиев скую церковь Святой Софии, говорит, что «там была гробница Илии Муромца, о котором рассказывают много басен». Вначале, как считают богословы, летописцы Православия, мощи преподоб ного Илии были похоронены в храме Святой Софии. Позже мощи перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря, где и поныне показывают дубовую колоду, которая, по преданию, была гробом святого русского богатыря Илии Муромца. На последнем уклоне своей жизни старый казак опять очутился у бел-горюч камня, у судьбоносного камня-оберега; и если раньше он езживал той дорогой, где могут убить, дабы от брата ли, сест ры ли отвести смерть на себя, то на сей раз поехал той дорожкой, где богачество, и на то богачество Да построил он церковь соборную, Соборную да богомольную. Да и туг ведь Илия-го окаменел, Да и поныне его мощи нетленные.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2