Сибирские Огни № 010 - 1991

Я за веру стоял да Христовую, Я за церкви стоял да за соборные». Вдруг не ветру полоска перепахнула,— Вдвое-втрое у старого да силы прибыло, Да свиснул он Сокольника со белых грудей, Да заскакивал ему да на черны груди... Христианское чувство Илии, конечно же, не в том лишь, что в святом писании зело горазд был и «крест клал по писаному, по­ клон вел по-ученому», что насмерть стоял за церкви соборные, но сам характер старого казака, незлобивый, немстительный, исходит из натуры христолюбца. Ибо не по молитве лишь душа унаследует царство небесное, а по любви к ближнему с прощением и покая­ нием. В погребе сидел у князя Владимира, а как пришла на Русь беда неминучая, когда понадобилось встать за церкви соборные, спасти малых сирот и вдов и самого князя со княгинею Опраксой Королевичной, тут простил Илия обиды старопрежние и восстал за Русь святую, православную, богатырскую, мать святорусскую землю. Вот так же наши крестьяне в теперешнем веке, обиженные и оскорбленные, обездоленные и побитые, сразу же простили власти свои обиды, когда поганые ступили на отеческую землю, когда са­ ми же власти обратились к народу с поклонным вековечным зо­ вом: братья и сестры, постоим за землю русскую, не отдадим ее на поруганье немцу! И поднялись, и отстояли великой кровью, смертью смерть поправ. И какая же это великая душа русская — воистину богоносная, братолюбивая, коль сподобилась столько про­ щать и снова верить! Но и не был Илия в миру святым постником — казачья жизнь, походы в чужие земли, грехи, удаль молодецкая, отчего и народи­ лись в безотцовстве богатырь Сокольник, «удала поляничища вели­ кая» — чады Муромца, вспоенные, вскормленные с копья бурза- мецкого, взрастившие в себе мстительное чувство к отцу Илие Му­ ромцу. Побывал казак в Золотых горах, где после битвы со Златы- горкой женился на ней, прижил Сокольника, который много лет спустя приехал на заставу богатырскую отомстить отцу, кровью смыть обиду. И все же — да простит Бог грехи казачьи — на заставе Илия Муромец самый крепкий духом. Примечательна в этом смысле былина «Илья Муромец на заставе богатырской» из «Собрания на­ родных песен П. В. Киреевского». Но вначале предыстория были­ ны... «Вполне конкретным и далеко не случайным является, напри­ мер, упоминание в некоторых записях этой былины земли Жидов­ ской и имени богатыря Жидовина, — говорит во вводном тексте составитель Виктор Ильич Калугин. — За этим кроется одна из драматических, страниц в истории Киевской Руси, в течение не­ сколько веков противостоящей Хазарин, правящая^ верхушка кото­ рой, как известно, исповедовала иудаизм». От этой самой верхуш­ ки и пала потом Хазария, национально выродившись. Но это дру­ гой разговор... Так вот, когда Из этой земли из Жидовския Проехал Жидовин могуч богатырь На эти степи Цицарския! — то пришлось атаману Илие самому ехать в поле и биться с «вором, собакой, нахвалыциной», потому что некрепок податаманье Добры- ня Никитич, потому что Увидит Алеша на нахвалыцике Много злата, серебра, —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2