Сибирские Огни № 010 - 1991
горюч камнем, копьем, будто указкой, водящий по непотребным письменам. Не думаю, что буряты сильно бы возрадовались, если бы героя их эпоса Гэсэра стали изображать в пошлой, анекдоти ческой обличке; буряты бы возмутились и были бы сто раз правы — святому святое отношение. Буряты, скажу заодно, сроду бы не допустили, чтобы их устное народное творчество, сверхгениаль ное, просто неоценимое, как устное творчество всякого народа, и национально заповедное, преподавал, скажем, русский; никогда б рни такого не допустили, и выперли бы русского взашей, воскли цая при этом: да неужели мы, буряты, до того дошли, что наше бурятское устное народное слово преподает нам русский!.. И опять были бы полностью правы. А у нас, к примеру, скажем, на фа культете русского языка и литературы в университете эпос, оклад всей нашей национальной культуры, читал, хоть и прекраснодуш ный человек, но даже и не славянин, даже и говорящий-то с врож денным акцентом и славные научные труды писавший про эпос своего сибирского народа. И мы, русские студенты, на это и вни мания-то никакого сроду не обращали, потому что, соблазненные западно-европейской литературой, устное народное творчество и за предмет-то не считали — жили-были дед да баба, была у них курочка ряба... Да никто и не требовал, не просил серьезно отно ситься, даже наоборот... Языческого, славянского в Илии столько, сколько осело при родного в русском народе, отчего и породилось величественное, природно украсное, глубоко национальное верование.сИ все же Илия истый христианин, божий помазанник, проскакавший по бранным полям будто под крылом Михаила-Архангела —- Анге ла Земли Русской. Уже сама силушка духовная, телесная является ему свыше че рез его посланников, калик перехожих: Как приходили два калики перехожие, Под тое окошечко косявчато... Приходили калики перехожие, Они крест кладут по писаному, Поклон ведут по-ученому... И силу Божьи посланники дают крестьянскому сыну из Кара чарова не для утехи бойцовской, не на слезы вдов и сирот и не на одно лишь послужение князю Владимиру стольнокиевскому, а пер во-наперво чтобы «постоять за веру христианскую». Ой ты гой еси, родимый батюшка! Дай ты мне свое благословеньице, — просит Илия своего отца, карачаровского мужика Ивана Тимо феевича, — Я поеду в славный стольный Киев-град, Помолиться чудотворцам Киевским... Постоять за веру христианскую... Все былины говорят о любви и преданности Муромца святооте ческим обрядам: Умывается он да ключевой водой, Утирается он да белым полотном, А ставает да он нонь перед Господом, А молится он да Господу Богу, А крест кладет да по писаному, А поклон ведет да как водится, А молитву творит поляу Исусову...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2