Сибирские Огни № 010 - 1991

горюч камнем, копьем, будто указкой, водящий по непотребным письменам. Не думаю, что буряты сильно бы возрадовались, если бы героя их эпоса Гэсэра стали изображать в пошлой, анекдоти­ ческой обличке; буряты бы возмутились и были бы сто раз правы — святому святое отношение. Буряты, скажу заодно, сроду бы не допустили, чтобы их устное народное творчество, сверхгениаль­ ное, просто неоценимое, как устное творчество всякого народа, и национально заповедное, преподавал, скажем, русский; никогда б рни такого не допустили, и выперли бы русского взашей, воскли­ цая при этом: да неужели мы, буряты, до того дошли, что наше бурятское устное народное слово преподает нам русский!.. И опять были бы полностью правы. А у нас, к примеру, скажем, на фа­ культете русского языка и литературы в университете эпос, оклад всей нашей национальной культуры, читал, хоть и прекраснодуш­ ный человек, но даже и не славянин, даже и говорящий-то с врож­ денным акцентом и славные научные труды писавший про эпос своего сибирского народа. И мы, русские студенты, на это и вни­ мания-то никакого сроду не обращали, потому что, соблазненные западно-европейской литературой, устное народное творчество и за предмет-то не считали — жили-были дед да баба, была у них курочка ряба... Да никто и не требовал, не просил серьезно отно­ ситься, даже наоборот... Языческого, славянского в Илии столько, сколько осело при­ родного в русском народе, отчего и породилось величественное, природно украсное, глубоко национальное верование.сИ все же Илия истый христианин, божий помазанник, проскакавший по бранным полям будто под крылом Михаила-Архангела —- Анге­ ла Земли Русской. Уже сама силушка духовная, телесная является ему свыше че­ рез его посланников, калик перехожих: Как приходили два калики перехожие, Под тое окошечко косявчато... Приходили калики перехожие, Они крест кладут по писаному, Поклон ведут по-ученому... И силу Божьи посланники дают крестьянскому сыну из Кара­ чарова не для утехи бойцовской, не на слезы вдов и сирот и не на одно лишь послужение князю Владимиру стольнокиевскому, а пер­ во-наперво чтобы «постоять за веру христианскую». Ой ты гой еси, родимый батюшка! Дай ты мне свое благословеньице, — просит Илия своего отца, карачаровского мужика Ивана Тимо­ феевича, — Я поеду в славный стольный Киев-град, Помолиться чудотворцам Киевским... Постоять за веру христианскую... Все былины говорят о любви и преданности Муромца святооте­ ческим обрядам: Умывается он да ключевой водой, Утирается он да белым полотном, А ставает да он нонь перед Господом, А молится он да Господу Богу, А крест кладет да по писаному, А поклон ведет да как водится, А молитву творит поляу Исусову...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2