Сибирские Огни № 010 - 1991
сверхгениальная народная обрядовая культура и гениальная свет ская; а потом, даже глянув на нынешнее состояние народа, даже ужаснувшись, надо помнить, что одними слезами горю не помо жешь, а уж руганью тем паче. Какая уж там ругань междуусоб- ная, когда «иных времен татары и монголы» пируют на отеческих костях. ^Да и грех нам винить один лишь народ нынешний, которо го волей сомустили, как некогда Стенька Разин, которого с землей обошли и согнали в колхозные трудармии, перед тем выкосив цвет крестьянства, которого, наконец, опять же чуть ли не силком уве ли из церкви в кабак. В нынешнем веке самая народная литература, прозванная дере венской, пыталась взвалить на свои слабые плечи непосильный груз; она, эта народная литература, пыталась заменить собой и Церковь, и народный эпос. Но это ей; как она сама горько осоз нала, было совсем не по плечу. И мы, отшатываясь от литерату ры, вновь обратили свой усталый взор к Православию и русскому эпосу, дабы там найти и свое нравственное спасение, и спасение матери нашей святорусской земли. Не все, увидевшие Свет, навер ное, спасутся — крепко опутаны даже лучшие русские сердца лу кавой романтикой, но благо, что узрели Свет. Нынешний век, и особенно последние десятилетия, омрачены были падением и духовным сном новых поколений, и теперь это падение стало настолько головокружительным, что, если бы даже и применили какие-то суровые карательные меры, то они бы стали как припарки мертвому — речь тут идет о самом последнем рус ском поколении; и если грядущие русские не одумаются, не обер нутся лицом к испытанному веками природному, православному, крестьянскому и ремесленному общинному образу жизни, то уже не горькие плоды пожнут — эти страшные плоды мы пожинаем,_ а воистину увидят светопреставление. Но верим, что проснутся и одумаются грядущие поколения русских, да и не только русских, отринут исчадье ада, упорно величаемое прогрессом, и вернутся к полям и лесам, к испытанной крестьянской и ремесленной общине. А теперь русскому народу, как никогда, нужен идеал, нужен образец для подражания; и нужен идеал не сшитый красными вит ками из нашей полувековой кровавой и мрачной истории, а нужен идеал, вынесенный из двухтысячелетней русской истории. Таким ге роем был и опять может стать крестьянский сын, старый казак, мо нах преподобный Илия Муромец. Такой герой в нынешнем веке являлся среди русских ратников лишь в годы последней войны, когда поганые пришли с мечом , в отеческую землю, и там старый казак свершил свое благое дело — возжег в российских шлемонос- цах богатырский дух; так пусть же такой герой, как Илия Муро мец, и ныне живет в душе народной. Илия Муромец — и есть русский народ: он и крестьянин по духу и происхождению, он и казак, шлемоносец, охранитель рус ских рубежей, защитник вдов и сирот, и «за веру стоял да Хри- стовую... за церкви стоял да соборные», он же, наконец, и смирен ный монах, в глубокой старости почивший в Киево-Печерском мо настыре. И прежде всего Илия Муромец сын крестьянина Ивана Тимо феевича из села Карачарова, что под городом Муромом; и приме чательно, что, будучи крестьянским сыном, имея и деревенский характер (недаром его в былинах супротивники иной раз обзыва ли деревенщиной), — он, Илия, как бы одарен был свыше правом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2