Сибирские Огни № 010 - 1991
— Ну, а каким свадебный обряд вы хотели бы видеть? — за конно могут спросить читатели. Если бы я знал во всех возмож ных деталях, каким ему быть, я бы писал, как это делают неза дачливые обрядотворцы сценарий обряда, а не критическую работу. В современном литературно-критическом обиходе есть понятие — массовая культура, выступающее символом усредненности и по шлости, и есть понятие бытовая культура. Эти явления, сходные по внешним признакам и формам, противоположны по содержанию. Если массовая культура является как бы издержкой усвоения художественных ценностей и порождается, таким образом, профес сиональным художественным творчеством, то бытовая культура, как первичная форма культуры народа, выходит из народного творчества, фольклора и питает искусство. Но есть у них одно об щее свойство — они являются безусловным показателем состояния нашей культуры в целом. Не случайно сближаются эти понятия, ибо на них в последнее время обращено внимание — острокрити- чеокое на массовую культуру, полное надежд и интереса на быто вую культуру. И это характеризует в целом наш сегодняшний ху дожественный процесс, который, являясь живым- организмом, на ходит равновесие в себе самом (если, конечно, ему не мешают «доброжелатели» от культуры) — теряемое в массовой культуре, он словно пытается компенсировать за счет бытовой культуры, утверждающей подлинные эстетические и нравственные ценности. Здесь сказываются закономерности, подобные тем, которые проис ходят в природе, где все целесообразно и уравновешено по своим внутренним законам. Но, как мы уже не раз убеждались, и приро ду надо оберегать и защищать. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2