Сибирские Огни № 010 - 1991
де ежегодно остаются без отцов». Неужто причина этого только в юридической, медицинской, психологической и т. д. неподготовлен ности молодых людей? А, может быть, все проще и глубже — в их общей духовной неразвитости? И надо быть или наивным, или рав нодушным, чтобы серьезно полагать, что путем лекций и бесед можно подготовить молодых к совместной супружеской жизни. Речь идет о сотворении новой семьи. Но кажется, что наши об- рядотворцы совершенно забыли о той семье, из которой молодые вышли, из которой вынесли годами формировавшееся у них пред ставление о ценностях. Но мыслимо ли создать прочную, здоровую семью, отвергая ее как таковую? «Мы сейчас всеми силами сколачиваем давший яв ную трещину институт семьи, — пишет Е. Лосото на страницах «Собеседника». — Мы это делаем для лучшего воспитания детей. Но за этим ли будущее? Сомневаюсь. Будущее все-таки за обще ственным воспитанием детей». В этом «теоретическом» посыле, как, видимо, думает автор, ужасно прогрессивном и новом, наглядно просматривается, что мы не только «всеми силами» семью сколачи ваем, но и с таким же успехом ее разрушаем. Словно мы и не по жали уже ядовитые плоды «общественного» воспитания. При этом обыкновенно ссылаются на то, что семья якобы переходит в некое новое качество. Но разве кричащие факты обездоленности людей говорят о перерождении семьи, а не о ее разрушении? Коварство подобных изысков состоит в том, что происходят они под видом «сколачивания» семьи. В своей суетной поспешности люди, кажется, утратили чутье к обряду, как к живому организму, который за насилие над собой мстит непредсказуемыми социальными бедами. По логике рационалистической, механической, бездуховной об ряд — лишь внешняя форма, лишь этикет, лишь «ученические пра вила, низшая окраина дальновидного Божьего управления нами» (А. Солженицын). Но оказалось, что он далеко не формальность, что без него нет смысла происходящего. Разве вроде бы тоже фор мальные споры вокруг двуперстия и трехперстия не приводили к кровопролитиям? Потому-то с такой последовательностью и оже сточением обряд и искоренялся в народе русском, что нес в себе высшее проявление национального своеобразия, духа народного, культуры, нравственности, представлении о добре и зле. Кроме то го, обряд хранил представление о нравственности, как говорят спе циалисты, выполнял функцию социального контроля, то есть на родного понимания ценностей. И разрушение его закономерно вле чет за собой, конечно же, во имя пресловутого «прогресса», пере смотр морали, представление о добре и зле. Нет обряда, нет этого объективированного нравственного мерила и уже запросто можно добро выдавать за зло, разврат за высшее проявление личной сво боды. Но главное — «пересмотр» морали, якобы сковывающей и тормозящей прогресс. «Жизнь не вмещается в рамки, созданные прежними представлениями о добродетели и грехе»,—пишет А. По- леев, затевая дискуссию под рубрикой «Семейный круг» на страни цах «Советской культуры». Подобные приверженцы «новой» мора ли выдвигают одни и те же, дежурные доводы — семья обуза, не дающая услышать человеку всю «музыку бытия», человек в ней винтик, семья нарушает равенство полов.,,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2