Сибирские Огни № 010 - 1991
Думается, что сказалась тут наша давняя беда, в последнее время обострившаяся — мы как-то разучились доверять художе ственному образу, понимать его, принимать и мириться с его мно гомерностью. Словно строгое и точное время выработало в нас эту линейность. Ведь ясно же, что чем культурней человек, тем много образнее его запросы, тем терпимее и снисходительнее он ко всему разнообразию мира. И наоборот, чем ниже его культура, тем одно образнее и уже удовлетворяющая его потребность. Обряд же весь насыщен масштабными художественными образами, глубоко ухо дящими в народную культуру. Людям, принимавшим участие в об рядах, не обязательно было знать смысл ритуалов, они восприни мали все непосредственно. Не утратили ли мы это естественное, непосредственное восприятие мира? И вот уже заветное и дорогое кажется нам чуждым, важное — второстепенным. Насколько серьезно относились наши предки к семейной жизни, ее укладу, говорит и то, что сегодняшние слова л а д и т ь , л а д восходят в древности к семейным отношениям. И только потом значение их распространилось на другие стороны жизни. У древ них славян до и некоторое время после принятия христианства был обычай величания на свадьбах бога женитьбы и веселия Лады или Лада. Бог этот считался покровителем семьи. Свадьба призвана была дать нравственный урок жизни моло дым. Причем урок этот не сводился к обучению, нравоучению, но заключался в эмоциональном потрясении, запоминающемся на всю жизнь. Как бы предполагалось, что все необходимое для жизни молодые уже приобрели и свадьба только венчала воспитание их. Приобрели, конечно, прежде всего от родителей,, но и от общества, естественно. А потому обряд и не был отвлечением, в нем, можно сказать, разыгрывалась сама жизнь. Свадьбой начиналась новая жизнь, новая семья, продолжение рода: «Сотворение нового чело века, нового мира должно быть чисто и свято. Свадьба для того и вела молодых через столько обрядов, через столько песен и пла чей, через такую немыслимую красоту, — чтобы они, молодые, по няли именно это» (А. Рогов). Как же это основное свойство свадьбы понимается сейчас? Точ нее, как оно представляется в рекомендациях? «На протяжении месяца после подачи заявления жениха и невесту следует ознако мить с минимумом знаний, необходимых молодым людям, вступаю щим в брак. С этой целью обрядовые салоны службы быта орга низуют проведение при органах загса бесед, лекций и консульта ций юристов, врачей, социологов и других специалистов местных организаций общества «Знание» на темы о морально-этической сто роне брака, его психологии, физиологии и пр.». Получается воспитание не по ходу жизни, а специально и пред намеренно. Но при этом оно, естественно, теряет всякий смысл. В самом деле, разве можно воспитывать людей, специально собрав их для воспитания? А не приобрели ли молодые свой «минимум знаний» до подачи заявления — в школе, трудовом коллективе? Наконец, они должны были приобрести его в родительской семье. Где же еще приобретать этот «минимум»? В том, что с семьей нашей сегодня происходит страшное — об щеизвестно. Обратимся к социологическим наблюдениям в статье А. Солоницына «Под руинами молодой семьи», опубликованной в «Литературной России»: «В Тольятти есть целые классы, где дети —■сплошная безотцовщина... Около ?рех тысяч детей в этом горо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2