Сибирские Огни № 010 - 1991
ем браке на майдане. Подлинно народный обряд зачастую не толь ко не имел религиозной основы, а наоборот, нередко находился в противоречии с церковными узаконениями, ибо «уже в первобыт ную эпоху брак у славян освящался, кроме религии, юридически обычаями и обрядами, скреплялся идеями о правах и обязанно стях» (Ф. Буслаев). Как известно, в традиционном свадебном обряде на стадии его подготовки важную роль играла сваха. Нужна ли она, точнее ее функция, сегодня? Жизнь показывает, что нужна. Но проявилась она не в прежней форме, а в новой, неожиданной и, естественно, не сразу принимаемой повсеместно. Я имею в виду, конечно, клубы знакомств и рекламные приложения с брачными объявлениями. Можно спорить об этичности некоторых форм их проявления, но то, что возникли они закономерно на почве дефицита общения и как компенсация функции свах, несомненно. Словом, не отжил ри туал сватовства. Ну а что касается брачных объявлений в печати, не будем спешить осуждать «наше суетное время». Сошлемся на информацию, опубликованную в «Советской России» от 13 марта 1984: «В одном из номеров газеты «Манчестер уикли», датирован ных 1727 годом, напечатано объявление некой Хелен Моррисон. Эта предприимчивая женщина первой догадалась использовать возможности прессы для устроения личной жизни». Правда, за эту дерзость она поплатилась — по настоянию церкви ее целый месяц продержали в сумасшедшем доме, чтобы проверить, в своем ли она уме. В те времена, видимо, и не могло быть иначе. Но мы ведь живем надеждой, что «смягчается времен суровость». Может быть, все былое многообразие свадебного обряда ушло из жизни? Да нет же. Передо мной работа студентов Клинокого государственного университета. Ее тема: «Традиционные элементы в современном свадебном обряде». На основе опросов, анализа, а не умозрительных домыслов и предположений, студенты пришли к выводам, говорящим о совершенно обратном: «В свадьбе сохраня ется очень много архаических черт. В последнее время наблюдается оживление старых свадебно-обрядовых традиций, получивших те перь новое содержание». Перечислим только некоторые элементы традиционной свадьбы, отмеченные в этой работе, как бытующие до сих пор: «Сохраняется в свадебном ритуале такой традицион ный элемент, как разыгрывание сцены «купли» невесты после при езда жениха. Встреча молодых хлебом-солью... Сохраняется тради ция осыпать при встрече из загса молодоженов зерном... Без про верки любви и уважения молодых друг к другу не проходит ни одна свадьба... Сохраняется обычай разыгрывать на второй день свадьбы шуточные сцены, приглашать ряженых... У невесты и же ниха испытывают хозяйственную сноровку...» В давней книге Н. Остроумова говорится, что многие иностран цы, описывавшие обряды в прошлом, попадали в странное поло жение. Понимая их действа буквально, они видели за ними вовсе не тот смысл, который вкладывал в них народ: «Основываясь на буквальном понимании обрядов, некоторые иностранцы, посещав шие Россию'и оставлявшие свои сказания, находили в нем обычай покупки жен». То есть в игровом элементе выкупа невесты (покуп ки жен как таковой на Руси никогда не было) увидено совсем не то, что происходило в обряде. И вот теперь, читая нынешние сценарии свадебных обрядов, ка жется, что писали их некие иностранцы, люди, кровно не связан ные ни с народными традициями, ни с народной поэзией,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2