Сибирские Огни № 010 - 1991
Только представляю эту нелепейшую картину — взрослые люди, дяди и тети, собравшиеся на семейное торжество, хором читают пустейшие стихи, названные «гимном», стыд охватывает... Не менее неожиданны и «обрядовые действа». Молодым почти сразу же после начала так называемого свадебного представления, вручают пилу и березовое полено, которое они неизвестно для чего распиливают. По всей вероятности, автор хотел подчеркнуть един ство молодых в их будущей жизни. Это тоже сопровождается сти хами: Сначала нужно распилить бревно. Так пусть нам явится оно! А теперь зажжем очаг семейный! Пусть вспыхнет в нем живительный огонь. И пусть огонь любви горит неугасимо, Как свет в очах, как сердце человека, Чтоб вы могли отныне и навеки Большой огонь разжечь на малом огоньке' И хлеб большой испечь на небольшой муке. А, может быть, это уже испытание молоды х к их совместной семейной жизни? Только зачем с него начинать свадьбу? Ведь в народном обряде это происходит в конце ее, на второй день. Далее, сразу же после здравицы молодым начинают преподно сить дары. Затем, по предлагаемому сценарию,, дары складывают в сундук и разрешают загадку, ко&у же отдать ключ от сундука, кто будет главой в молодой семье: Друзья мои! Не быть у нас порядку, Пока мы не решим ту самую загадку — О том, кому отдать сей ключик золотой, Кому из новобрачных быть главой. О художественном достоинстве этих строк говорить излишне. А ведь очень важно, чтобы «обряды отвечали эстетическим требова ниям, вкусам самых различных социально-профессиональных слоев нашего общества, причем они должны быть ориентированы на вы сокие художественные вкусы» (Ю. Бромлей). Хотелось бы сказать и о загадках, которые в традиционном сва дебном обряде довольно редки. Среди любовных народных, не соб ственно обрядовых песен, действительно, есть такие, которые по строены в форме загадки и отгадки. К примеру: «Ой, дивчино моя, Галю, сим загадок загадаю. Отгадаешь, моя будешь...» Значение этих загадок — в том, чтобы выявить качества невесты, будущей жены, ее готовность к предстоящей семейной жизни. И главное, что выявляется здесь — это ум, ибо красота очевидна, А потому готовность девушки идти замуж по народному воззрению опреде лялась зрелостью ее ума. В одной из народных песен поется: Калину да с малиною Вода поняла, На ту пору меня маменька (Да) на свет родила. Не собравши ума-разума, Замуж отдала. Такое значение имеет загадка в любовных песнях. Что же ка сается свадебного обряда... Сошлюсь на Н. Сумцова, считавшего, что «загадки на свадьбах встречаются очень редко, Трудно сказать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2