Сибирские Огни № 010 - 1991

Очевидно, что развитие обрядовой культуры ныне вступило в некую новую фазу. Необходимы научно выверенные, в полном со­ гласии с народными традициями практические шаги по ее утвер­ ждению, необходимы условия для ее развития. Не обойтись здесь и без важных организационных мер на государственном уровне: в первую очередь учебные заведения страны должны готовить специ­ алистов по обрядам. Вспомним Карамзина: «Всякая народная Вера предполагает обряды, коих совершение поручается некоторым из­ бранным людям, уважаемым за их добродетель и мудрость...» Ведь обряды и праздники не просто украшают нашу жизнь. Они отражают ее. А потому разговор о них — это разговор о нашем образе жизни, его укладе, стабильности, основательности, прочно­ сти. Сейчас как никогда необходима целенаправленная работа по воспитанию обрядовой культуры, а не бесконечные разговоры о значении обрядов, анализ символики обрядов, соотношения их с сегодняшней жизнью. Невозможно разделять оптимизм, к примеру, таких заверений: «Сегодня есть все основания говорить о том, что в нашей стране сложилась широкая многообразная, охваты­ вающая все сферы жизни советских людей система новых, социа­ листических обрядов, праздников, ритуалов» (Б. Марьянов «Свя­ зующая нить»). Не сложилась, к сожалению. И не может сложить­ ся до тех пор, пока мощный идеологический аппарат не прекратит навязывания народу чуждых ему представлений о красоте, нрав­ ственности, добре и зле. Особенно много противоречивого в нынешнем свадебном обря­ де. Во-первых, во всей нашей популярной и отчасти научной лите­ ратуре никак не разделяются обряды и праздники, так и пишется — «обряды и праздники», «праздники и обряды», как синонимы, как нечто адекватное, идентичное. Я не стану здесь давать опре­ деления обряда и праздника. Это самостоятельная тема. Но не ви­ деть различия между ними — значит не вникать в суть дела. Стала традиционной пока лишь юридическая часть свадьбы — торжественная регистрация брака. Упорядочить официальную часть свадебного обряда несложно. Но как сохранить те нравственные ценности, которые нес с собой обряд? Автор книги «Связующая нить», оптимистично оценивающий состояние обрядов, пишет: «От­ брасывая навсегда устаревшие отжившие элементы, развивая про­ грессивные традиции, постоянно обогащаясь современными нова­ циями, свадебный обряд сегодняшних дней, сохранив в общих чер­ тах прежний строй и форму, наполнился совершенно иным содер­ жанием». Новации эти состоят из определенных обрядовых дей­ ствий, сопровождаемых стихами, невесть кем сочиненными. Стихи читает ведущий обряда, но иногда заставляет и гостей читать их хором. Это уже не просто стихи, а, как считает автор, «здравица- гимн»: Слава, слава новобрачным, Честь и слава молодым, Жизни светлой и удачной От души желаем им! Пусть любовь их окрыляет, Дружба радует сердца. Пусть мечта преград не знает, Счастье будет без конца!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2