Сибирские Огни № 010 - 1991

хоть в малой мере оказались воплощенными в тех «образцах», кото­ рые нам сегодня предлагаются для проведения свадьбы! Из тра­ диционных элементов свадьбы мы найдем в них разве только коль­ ца да рушники. В се же игровые элементы традиционной свадьбы, ее богатейшая песенная поэзия оказались просто отвергнутыми. У народа просто-напросто пытаются отобрать ему принадлежащее, его определяющее. Я намеренно обратился к работам атеистической направленно­ сти. Открывается любопытная ситуация: в них утверждается, что церковный чин венчания так и не поборол народный обряд и пред­ ставляет собой не что иное как со временем трансформировавший­ ся обряд дохристианский. Но совершенно противоположную кар­ тину мы наблюдаем в предлагаемых рекомендациях: современный обряд должен коренным образом отличаться от обряда народного, ибо в нем почти все носит религиозный характер. Где же логика? Где же та оптимальная точка зрения, с которой обряд был бы ви­ ден целостно в его подлинном виде и значении? Думается, что здесь не учтено главное свойство обрядов, что — это прежде всего к у л ь т у р а со своими строгими законами, где последующее не отменяет предшествующего. Объяснение же живучести обрядов только пресловутыми пережитками, суеверием народа ненаучно и наивно. Как первичная форма культуры народа периода его мла­ денчества, обряды проходят через всю его историю, не отмирая, как не отмирает культура вместе с породившими ее исторически­ ми условиями. А раз это народная культура, мы не можем прене­ брежительно к ней относиться, подменяя ее поделками в духе ху­ дожественной самодеятельности дурного толка. Все равно из этого предприятия — внедрить эти поделки — ничего не выйдет. Рано или поздно мы все равно возвратимся к подлинно народному обря­ ду. Но это время подмены не может пройти бесследно. Оно, безус­ ловно, скажется нравственными потерями в нашем обществе. Как я уже говорил, читая книги по обрядам, нельзя не заме­ тить разрыва, несоответствия между высоким научным уровнем этнографического и исторического изучения и низким уровнем практического применения добытых знаний. Тогда задаешься во­ просом: а в достаточной ли мере мы разумеем, что же хотим внед­ рить? Все охотно соглашаются с тем, что обряд — это условно­ символическое действо. Но именно символичности, образности, ху­ дожественности его как раз и не доверяют, усматривая в ней зача­ стую непросвещенность и суеверие. Причем символичность сводят по сути к атрибутике. Итак, ученые исследуют, осмысливают, а массовики-затейники пишут сценарии современных обрядов, не удосужившись заглянуть в их монографии. Но зададимся вопросом: что же это вдруг стало с нашим наро­ дом, если он стал «забывать» свою родную культуру? Все это зако­ номерный результат по сути антинародной культурной политики. Понятно, что цель издаваемых фольклорных материалов и об­ рядовой свадебной поэзии состоит не юлько в том, чтобы приме­ нить ее немедленно в современных обрядах. Это — поэзия, и этим уже определена ее цель. Многое тут, на самом деле, неприемлемо для современных обрядов. И все же недооценивать этой практиче­ ской стороны обрядовой поэзии нельзя. Знакомство с нею способ­ ствовало бы повышению обрядовой и общей культуры людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2