Сибирские Огни № 010 - 1991
род на земле подобное покушение на его своеобразие, духовность, культуру!.. В результате сегодняшнего «обрядотворчества» сложилась странная ситуация, при которой не берется в расчет основное свой ство обрядов, отличающее их от других форм бытовой культуры, то, что «подавляющее большинство свадебных обычаев и традиций имеют очень древнее происхождение» (В. Плахов). Остановлюсь, к примеру, на центральном символе свадебного обряда — свадебном деревце, гильце, широко бытовавшем еще до 50-х годов. В последнее время его почти полностью заменили бу кеты цветов. Видимо, это свадебное деревце, специально разукрашенное и стоящее на свадебном пиру перед молодыми, бытует еще с тех дохристианских времен, когда венчание совершалось троекратным обходом вокруг дерева. Дерево же — один из старинных образов русской поэзии, — символизирует собой мироздание. «Свадебное гильце — древо жизни», — отмечал еще Н. Сумцов. Почему языческий обряд сопровождался именно троекратным обходом вокруг дерева? Может быть, этим символизировались главные звенья человеческой жизни, наиболее полно и богато отра зившиеся в народной обрядности — рождение, брак, смерть. Древо это, кстати, изображалось и на свадебных пряниках. Намеки на это мировое древо мы найдем в былинах, в народных сказках о золотых яблоках, подробно описывает его А. Афанасьев. Надо сказать, что размывание традиционного народного сва дебного обряда началось давно и не только в связи с противо борством народных традиций с христианскими узаконениями. С церковными обычаями народные обряды нашли особую, уникаль ную форму отношений. «Свадебные обычаи росли, развивались, — отмечалось в книге Н. Остроумова «Свадебные обычаи в древней Руси», вышедшей в 1905 году в Туле. — Так, по крайней мере, было до XVIII века, пока с развитием наук и просвещения, с зане сением западной культуры и цивилизации муогие прежние обычаи, в том числе и свадебные, изменились, а некоторые стали забывать ся». Неужто просвещение, культура и цивилизация так пагубно по действовали на народные обряды, на народную культуру? Да нет же, цивилизация и народная поэзия не исключают друг друга. Здесь народному обряду и в целом народным традициям противо поставили другие факторы, иные силы, по сути довершившие раз рушение народных обрядов. Вспомним строчки из «Манифеста Коммунистической партии», имеющие прямое отношение и к на родным обрядам, а не только к укладу семейной жизни: «Буржу азия лишила священного ореола все роды деятельности... сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям» Так что вовсе не циви лизация, не прогресс стали разрушительными для народных тради ций и обрядов, но, говоря словами А. Солженицына, «зло мирового сознания». Губительное, безнапиональное зло, исключающее жи вую человеческую душу. Именно там берет начало падение народных обрядов, там на дорвана непрерывная цепь традиций. Но, думается, было бы все просто, если бы разрушение обряда имело только такую природу. Для России же этот процесс всеобщего разрушения был отягчен еще одним поветрием, не прекращающимся и сегодня, постоянным стремлением в ущерб народу «составить жизнь по лучшим запад ным образцам (против которых невозможно найти разумные аргу менты, пока не испытаешь их на своей стране и на себе)» (А. Сол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2