Сибирские Огни № 010 - 1991
Вспоминается жалоба крепостного крестьянина, героя романа Г. Данилевского «Беглые в Новороссии», который, сетуя товарищу на судьбу и видя в этом оскорбление личного достоинства, гово рил: «Повенчали меня с ее дочкой в числе других шести пар, ра зом...» ^Понятна его обида. Ведь в свадебном обряде все единично, каждый чин имеет свое значение. Но все «вращается» вокруг мо лодых. Они — центр действа, построенного по жизненному подо бию. Здесь одно солнце — красна девица, один месяц — добрый молодец. Что же мы стали так нечутки к тому, что было ясно не грамотному крестьянину и что понятно, рассматриваемое через природу обряда, его законы бытования? Объяснить это только неким падением нравов наивно. Нравы всегда «падали», а жизнь продолжалась. Свойства обрядов не из менились и сегодня, они по-прежнему выполняют роль тех, говоря словами В. Вересаева, русел, «в которые бы могла свободно и лег ко устремиться владеющая человеком скорбь или радость». По этому, думается, главным в обрядотворчестве сегодня является умение различать извечно присущее обрядам и преходящее в них. То есть дело в общей культуре людей. Не хочу и не могу сказать, что жизнь современных обрядов сводится к возврату к старине, как некому безусловному и универ сальному образцу. Но современной обрядовой ситуации свойствен ны две крайности: в одних случаях обряд формируется вне вся кой связи с традицией, так сказать «внедряется» силой. Другой недостаток в попытках создания нового советского обряда прямо противоположен первому. Предлагается целиком создавать его на традиционной фольклорной основе. Не разделяя этих крайностей, хочу обратить внимание на жесткость наших сегодняшних суж дений об обрядах, когда мы абсолютизируем их новизну — созда вать, внедрять... Кажется, что нас меньше всего интересует то, ка» кие обряды бытуют сегодня, а иные исследователи продолжают с каким-то упорством и исступлением, отвернувшись от обрядов, ре альной жизни, конструировать их «образцы». Публикуемые «рекомендации» и «образцы» рассматриваются обыкновенно как средство, противостоящее церковной обрядовости: «Проведение новых обрядов семейно-индивидуального цикла имело определенную антирелигиозную направленность и значение» (Ю Бромлей). Некоторые авторы оказались настолько озабочен ными именно этой — атеистической —стороной обрядотворчества, что забывают о своей главной задаче — представить современный обряд, реально бытующий в народе. И удивительное дело — пока исследователи твердили о религиозности обряда (откуда ему не угрожала опасность), положение изменилось —■ многие молодые люди, не найдя в гражданском обряде ничего привлекательного, обратились к обряду церковному. В современных же обрядах ока залось отвергнутым многое, к христианской религии отношения не имеющее, но составляющее самую суть народной поэзии. Справед ливо писал в «Ладе» Василий Белов, что «свадебный обряд имеет мощные корни, уходящие в языческие пласть! русского народного быта. Влияние христианства на это народное действо выразилось лишь в некоторой религиозной стилизации». Но в силу постоянно навязываемого по сути антинародного представления о нравствен ности и поэзии, оказалась отвергнутой вся обрядовая поэзия, по нятая не как народная красота и мудрость, а как пережиток, сви детельство былого суеверия народа. Переживал ли еще какой на- ]0 С ибирские огни № 10 2 8 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2