Сибирские Огни № 010 - 1991
губительного для культуры вульгарно-социологического представ ления, что культурой, литературой можно и должно управлять... Причем в каждой из них есть щебетания о большом, огромном значении обряда в культурной жизни народа. Даже там, где по средством нововведений обряд самым вероломным способом попи рается. Что же происходит, когда мы игнорируем обряд или подменяем его чужеродным действом? Вот, к примеру, фотоснимок из газеты с текстовкой: «Бегом за счастьем» — бегущие жених и невеста в фате, длинном подвенеч ном платье в сопровождении кортежа бегунов. Пояснение: «Юж но-Сахалинский клуб любителей бега «Олимп» молод. Общее ув лечение привело сюда Раису Фатхуллину и Сергея Коновалова. Здесь познакомились, решили пожениться. А первые шаги молодая семья Коноваловых сделала по улицам города в сопровождении товарищей по клубу». Такая информация может вызвать разве только улыбку. Улыбаются на снимке и участники этого «обряда». Но улыбаются, судя по лицам, не от веселья, а от неловкости си туации, ими же придуманной. Подобное же сообщение из Сарато ва: «Необычную картину увидел я в городском парке. Впереди колонны бегунов в белой одежде, точно персонажи из сказки, бе жали... он и она. Заинтересовавшись, узнал, что таким необычным образом справляют свадьбу члены клуба любителей бега «Сокол». Любопытно было бы проследить через годы — «прибежали» ли они к счастью или до сих пор бегут?.. Но кто сделает это, кому до этого есть дело, если те, кто обязан изучать обряд, соотносить его со всем укладом жизни, заняты написанием «рекомендаций» к его проведению». Какого уровня, мы увидим ниже. «Однажды регистрировали пару из Киевского балета на льду,— говорит регистратор Дворца бракосочетаний Красноярска Елена Миронова. — По просьбе молодоженов пришлось сменить уютный зал нашего учреждения на ледовое поле Дворца спорта «Енисей». В другой раз пара артистов цирка обещала приехать регистриро ваться на... верблюде». Еще случай того же порядка. О нем пове дано в разделе иностранной информации: «Довольно экстравагант ную свадебную церемонию провел отставной сержант специаль ных войск США Джон Стефаник. На сей раз местом заключения брака стал... боевой вертолет, зависший над головами изумленных родственников и гостей». Внимательные читатели могли узнать из наших газет о свадь бе... в клетке, устроенной американскими укротителями львов, и о свадьбе... в полынье, организованной пермскими медиками Шашко выми. Как видим, ни существование специальных Дворцов бракосоче таний, ни даже причастность людей к искусству еще не гарантия их чуткости к традициям. И самое печальное — не понята сама природа свадьбы как явления этнического, проявление народной культуры. В приведенных примерах не только игнорируется обще ственное мнение, но бросается вызов ему. Перед нами явные симп томы болезни, переживаемой обрядом. И было бы, как говорится, полбеды, если бы это была болезнь только обряда. Но она свидетельствует о размывании нравствен ных понятий, свидетельствует о разобщенности людей. Когда я смотрю на свадебные фотографии в периодической пе чати, на которых, как правило, изображается не одна пара моло дых, а несколько, чувствую какую-то неловкость. Видимо, таким образом хотят подчеркнуть, так сказать, количество счастья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2