Сибирские Огни № 010 - 1991

мало кому заметны, даже совсем как будто н не видимы, пока не прорастут бездуховностью, извращениями нравственности, социаль­ ной неустроенностью, бездомностью, безродностью, ростом пре­ ступности, развалом семьи и как следствие — вырождением само­ го народа. Конечно, если судить по внешним, формальным признакам, все вроде бы у нас нормально. Непрестанно выходят книги о традици­ ях, праздниках и обрядах, о нашем их понимании и отношении к ним. Помнятся научные исследования: монография Л. Виноградо­ вой «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования», М. Руденко «Курдская обря­ довая поэзия. Похоронные причитания», исследование В. Плахова «Традиции и общество», в котором автор пытается приступить к построению теоретической модели традиции, философскому осмыс­ лению ее места в динамике системы общественных отношений, книга Г. Масловой «Народная одежда в восточнославянских обы­ чаях и обрядах XIX — начала XX вв». Уже одни названия убеж­ дают нас в том, что ученые-этнографы и фольклористы касаются многих сторон истории обрядов и праздников, их содержания и развития. Постоянно выходят и сборники фольклорных материалов, цен­ ных прежде всего тем, что дают современному читателю образцы народной поэзии. Например, Сибирское отделение издательства «Наука» в последние годы систематически выпускает сборники ка­ лендарно-обрядовой и свадебной поэзии: «Русские свадебные пес­ ни Сибири», «Обрядовые песни русской свадьбы Сибири», «Кален­ дарно-обрядовая поэзия сибиряков», «Русская свадебная поэзия Сибири», «Хоровые и игровые песни Сибири», «Русокие народные бытовые сказки Сибири» и другие. Ленинградское отделение изда­ тельства «Художественная литература» выпустило серию «Русская народная поэзия». Но и среди этих основательных изданий редко встречаются такие универсальные, как книги В. Захарченко и М. Мельникова «Свадьба Обско-Иртышского междуречья» и Д. Ба­ лашова, 10. Марченко, Н. Колпаковой «Русская свадьба». Книги эти уникальны тем, что представляют читателям не только поэти­ ческий, но и музыкальный фольклор, а к последней книге приложе­ ны четыре пластинки с записями свадебной лирики. В серии «Па­ мятники русского фольклора» продолжают издаваться собрания материалов из истории русской фольклористики — «Собрание на­ родных песен П. В. Киреевского». *> Но совсем иная картина открывается, когда сопоставляешь тео­ ретический уровень осмысления традиций и практическую сторону дела. Возьмем книги, содержащие описания современных обр ядов и праздников, точнее рекомендаций по их практическому проведению (Вл.. Триадский «Праздники юности Подмосковья», «Связующая нить. Праздники, обряды, традиции», В. Руднев «Праздники, обря­ ды, ритуалы в трудовом коллективе», «Гражданские обряды и праздники», «Социалистическая обрядность», «Советские традиции, праздники и обряды») или книги, связанные с организацией обря­ дов и праздников («Традиционные и новые обряды в быту наро­ дов СССР», «Традиции, обряды, современность», И. Юнак «Вер­ ность героическим традициям. Партийное руководство военно-пат­ риотическим и интернациональным воспитанием», Л. Тульцева^ «Со­ временные праздники и обряды народов СССР» и др.), — все они основдны на ложном убеждении авторов, что жизнью обрядов можно руководить, Впрочем, эго является продолжением того

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2