Сибирские Огни № 010 - 1991
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Петр ТКАЧЕНКО ОБРЕТЕНИЕ ОБРЯДА Всякая народная Вера предполага ет обряды. Н. Карамзин Подводя итоги изучения русской обрядовости, Т. Пирожкова 11 в статье «К вопросу об итогах и задачах изучения свадеб ной поэзии» отмечала, что в прошлом веке «оно шло в основ ном по двум направлениям — этнографическому и мифологиче скому. Эти направления в известной степени были противополож ны друг другу: с одной стороны, отмечалось интенсивное накопле ние частных фактов, результатом чего было создание богатого этнографического комментария к свадебным текстам, с другой — стремление мифологов проникнуть в глубь, в генезис свадебных об рядов и песен, которые в силу ошибочности исходных позиций уче ных, не дали полезных для изучения свадебной поэзии результа тов. Плодотворнее для науки оказалось этнографически-бытовое направление». Похоже, что у многих исследователей сложилось ложное пред ставление, что обряд как таковой, во всем его разнообразии и кра сочности принадлежит ко временам миновавшим, что развитие подлинно народных обрядов завершилось, и теперь предстоит про сто придумать нечто новое — для сегодняшней жизни якобы необ ходимое. Наша периодическая печать и популярная литература стали озабочены не показом бытующих обрядов, а тем, каковыми они, по разумению знатоков, должны быть. Совершенно ясно, что при таком подходе участие народа в создании обрядов исключает ся. Как видим, ложный лукавый методологический посыл имел совершенно конкретную цель — не изучение культуры народа, ее мудрости и нравственных норм, но ее подавление. И совершалось это подменой, навязыванием людям того, что совершенно чуждо их образу мыслей и культуре. Какое дело было тем «исследователям», что обряды и праздники «наиболее древний и постоянно воспроиз водимый элемент культуры» (А. Мазаев), такая сторона нашей жизни, которая на протяжении всей истории народа не перестает оставаться сама собой, ибо в ней наиболее полно отражается и сохраняется национальное своеобразие народа. Когда разрушается памятник архитектуры, нагляден ущерб. Иное положение в народных традициях и обрядах. Здесь руины
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2